Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Деревья

Деревья в мифологии

Грецкий орех. Часть 1

Грецкий орех в мифологииГрецкий или царский орех (лат. Juglans regia)  – дерево с роскошной кроной, достигающей до 25 м в диаметре, с мощной корневой системой, которая уже в возрасте 20 - 30 лет достигает глубины 6,5 - 7 м. Цветет орех в апреле-мае столь невзрачными и малозаметными цветками, что в Средней Азии многие старики считали, что  грецкий орех не цветет вовсе и говорили, что «умрет тот, кто увидит цветок ореха», имея в виду невозможность увидеть этот цветок за его отсутствием. Цветки распускаются одновременно с листьями. Урожай орехов начинают собирать с конце августа по октябрь. Ореховые деревья доживают до 300 - 400 лет, но в некоторых источниках указывается до 2 тыс. лет.

Дикие экземпляры грецкого ореха начинают плодоносить через 9 лет, но культивируемый саженец при хорошем уходе может начать плодоносить и с 4—5-летнего возраста. Обильное плодоношение начинается с 15-20 лет и продолжается до 150—200 лет и более позднего возраста. Высокая  пищевая ценность плодов грецкого ореха и лечебные свойства этого дерева издавна  были известны человеку. Все части этого удивительного дерева – листья, плоды, кора, корни - обладают высокими биологически активными свойствами. Гиппократ советовал употреблять орехи при заболеваниях желудка, мозга, сердца, печени и почек. Очень ценной считается древесина грецкого ореха, из которой изготовляют многие высококачественные предметы.

Алхимическое древо

Алхимическое древоВо многих алхимических текстах можно видеть этот таинственный символ - алхимическое древо, изображаемое  "всегда в виде увенчанной плодами и фениксами нагой женщины с ветвями вместо волос. Справа от женщины имелось солнце, слева луна, а в руках она держала предметы, похожие на корни или жезлы власти".

Считалось, что алхимик "путем некоторых манипуляций, сопоставимых с познанием тайны женщины, мог постичь сущность мирового древа, получить доступ к космическому разуму и тайне созидания".

В китайской алхимии древом жизни, древом небес или райским деревом считался китайский ясень (ailanthus). Ясень глубоко почитался за удивительную способность расти практически в любом месте и при неблагоприятных условиях. Кроме того, у священного дерева было два пола, мужской и женский - с цветами, способными и неспособными к плодоношению.

Мирт. Часть 4

Мирт в мифологииГреческие колонисты, собиравшиеся основать новую колонию, брали с собой в морское путешествие ветви мирта. Эти ветви были символом их надежды начать новый цикл жизни в честь богини любви, владычествующей на море. В афинском храме Афины Полиады находилось изображение Гермеса из дерева почти невидимое из-за миртовых ветвей – посвятительном даре; на другие статуи возлагали женские волосы или венки из лавра.

В Древнем Риме мирт был посвящен богине любви Венере. Его ветви символизировали брачный союз, особенно союз сабинянского и римского племени при основании города. Поэтому выдающимся римским полководцам, как хранителям города, возлагались миртовые венки, называемые «овациями».

В Риме росли два миртовых дерева, состояние которых изменялось при переходе власти от патрициев к плебеям. Эти деревья называли Патрицианским и Плебейским. Считалось, что пока у власти находятся патриции, патрицианское дерево разрастается и зеленеет, а Плебейское - сохнет; но во время Марсийской войны, когда плебеи начали побеждать, их дерево снова ожило, а дерево патрициев начало сохнуть. 

Мирт. Часть 2

Мирт в мифологииВ древнегреческой мифологии мирт был связан со смертью, но и давал надежду на возрождение благодаря вечнозеленым листьям.  Греки признавали мирт в качестве  эквивалента бузины, которая была деревом последнего месяца года в древнеирландском алфавите. Как дерево смерти  фигурирует мирт в мифе о вознице Пелопса Миртиле, и в мифе об Ипполите, сыне Тесея.

Несчастная судьба Ипполита была следствием соперничества между Артемидой и Афродитой. Ипполит, унаследовавший от матери почитание Артемиды, воздвиг ей новый храм в Трезене, в чем Афродита усмотрела личное оскорбление и решила наказать юношу.

На Элевсинских мистериях Федра встретила  Ипполита, одетого во все черное, с венком цветов на голове,  и страстно влюбилась в юношу. Она отправилась  в Трезен и построила в городе храм Подглядывающей Афродиты рядом с гимнасием, в котором целыми днями упражнялся Ипполит. «Во дворе храма стояло старое миртовое дерево, листья которого она колола украшенной каменьями заколкой из-за неразделенной страсти. Листья этого дерева до сих пор еще хранят множество дырок».

Айва

Айва  мифологииАйва (лат. Cydonia) – широко распространенное по всему Средиземноморью плодовое деревце или кустарник, может достигать высоты от 1,5 до 4-5 метров. Цветет айва белыми и бледно-розовыми пятилепестковыми цветками в мае-июне, плоды - шарообразной или грушевидной формы созревают осенью и имеют терпкий, вяжущий, сладковатый вкус.

Кидонское яблоко, или айва обыкновенная (Cydonia oblonga), было хорошо известно в древности. Древние греки относились к айве  как к символу женского плодородия. Вкус этого плода – сладкий и одновременно вяжущий стал символом брака, в котором сладость  любви может сопровождаться горечью измен и тяготами повседневности. Известно, что древнегреческий законодатель Солон издал закон, согласно которому новобрачная должна была съесть перед первой брачной ночью кидонское яблоко. Вкус плода должен был помочь ей постичь тайну брака.

Айва со временем превратилась в символ брака, однако старый обычай вручать невесте айву был весьма древним. «Жених плод не ел – свидетельство того, что обычай уходит корнями в древние времена, когда считалось, что только женщина способна к размножению».

Акация. Часть 3

Акация в мифологииВ Египте акация считалась вместилищем богини Нейт. Культовыми деревьями Гелиополя – города Солнца были дерево «ишед»,  акация и ива. Акация, получившая наибольшее распространение в поздний период, была близка по символическому смыслу дереву «ишед» и связывалась с культом мертвых.  

Акации «приписывалась способность исчислять срок жизни и смерти человека и исцелять от недугов. Это дерево часто олицетворяла богиня Хатхор, порой оно служило женским дополнением бога Атума».

В мифе о Горе Бехдетском Крылатом диске сказано, что «нос ладьи Ра был из пальмового дерева, а корма из акации». Разгромив врагов и Сета, Гор взошел на эту ладью и отплыл. Ра нарекает это Ладью именем, которое не сохранилось в тексте, но значение этой Ладьи было велико, ибо: "так она называется с того дня и по нынешний, и с того дня по нынешний чтится в крае память об этом".

Акация. Часть 2

Акация в мифологииSant или дикая акация с золотистыми цветами и острыми шипами известна читателям Библии как «дерево ситтим», то есть дерево с Кипра.  «Из его водостойкой древесины были сделаны ковчеги солнечного героя Ксисуфа, а также Ковчег Завета, известные параметры которого подтверждают, что он посвящался солнцу. Это дерево – хозяин омелы-loranthus, пророческой «неопалимой купины» Иеговы...».

Акация была символом бессмертия и, поскольку ее листья напоминают языки пламени, «полагали, что именно это растение «зажглось, но не горело», когда Ангел обратился к Моисею. Р. Грейвс добавляет, что  «важнейшее теологическое значение» имело то обстоятельство, что Бог объявляет Моисею: «Я есмь Сущий», «из акации, а не из другого дерева, потому что это есть определение его божественной сущности».

Акация была деревом первого дня недели, и обратившись из этого дерева, Иегова «открыл себя как бог меноры, вездесущий небесный бог». Более ранний Иегова назвал себя в Хевроне из терпентина, но явление его из терпентина на этот раз, «означало бы, что он объявляет себя как Бел или Мардук, бог четверга и седьмого месяца, как арамейский Юпитер или пеонийский Аполлон».

Падуб. Часть 4

Падуб в мифологииРанние христиане выбрали падуб в качестве декоративного элемента для празднования Рождества. По традиции считалось, что Христос во время пришествия несет на голове венок из падуба. В искусстве падуб мог изображать Крест. Листья падуба символизировали терновый венец Христа, а красные ягоды – кровь.

По легенде  все деревья, услышав о том, что Христа собираются распять, договорились между собой, что не позволят использовать свои стволы для изготовления креста. И когда топор коснулся их, они раскололись на тысячи кусочков. Только падуб остался цел и позволил изготовить из себя орудие страстей Господних.

Во времена Иисуса еврейская буква «Tav», последняя буква алфавита, имела вид греческой буквы «Tau». Как известно, кресты, на которых древние римляне распинали преступников, имели вид буквы «tau». По этому поводу Лукиан пишет в «Суде гласных букв»: «Люди оплакивают свою судьбу и на чем свет клянут Кадма за то, что он ввел «Tau» в семью букв; они говорят, будто ее форму титаны приняли за образец, ее вид копировали, когда ставили столбы, на которых распинали людей. Stauros называется отвратительное сооружение, и от «Tau» оно получило свое отвратительно название».

Падуб. Часть 3

Падуб в мифологииВ соответствии с легендами германских племен падуб или остролист (holly) принадлежал подземной богине Холле (Holle) или Хель, которую также называли Халья (Halja), Хильда (Hilde), Хульда или Гульда (Hulda), Хольде (Holde), Хелле (Helle), Хойя (Hoi) и Хелла или Гелла (Hella). Красные ягоды остролиста рассматривали как капли животворной крови Богини, в которой заключен секрет бессмертия дерева и его вечнозеленой листвы.  

Холле, как вселенская матушка, покровительствовала новорожденным и должна была присваивать им имена, что являлось символическим вселением души в ребенка. Пережиток этого представления сохранился в Германии, когда на церемонии крещения все хором восклицают: «Холлекрайш! Холлекрайш! Как будут звать этого ребенка?». Потом следует ответ: «Холле! Холле! Этого ребенка будут звать так-то!».

Падуб. Часть 2

Падуб в мифологииДруиды верили, что падуб был священным деревом, способным защитить от молнии и считали плохой приметой рубить это дерево. В «Beth-Luis-Nion» - алфавите деревьев друидов,  падуб (Tinne) и буква Т наделялись властью над восьмым месяцем после зимнего солнцестояния. Дуб считался управителем прибывающей части года, а падуб, заменивший собой вечнозеленый красный или кермесоносный, каменный  дуб, - убывающей части. Месяц дуба начинался 10 июня и заканчивался 7 июля. На этот месяц попадал день летнего солнцестояния  – 24 июня, когда  «царя-дуба сжигали заживо, принося его в жертву.

Красный дуб был вечнозеленым близнецом обыкновенного дуба, и «его классические греческие названия – prinos и hysge – сегодня используются и для падуба. У него колючие листья, и на нем кормятся  красные насекомые, похожие на ягоды (когда-то их считали его плодами); из насекомых этих в древности приготовляли царский пурпур и возбуждающий элексир». Падуб всегда рос на Британских островах и в зимнее время, когда дуб, сбросив листву, погружался в сон, падуб, его младший брат, выступал на первый план. Красный дуб появился в Британии лишь в 16 в, и неудивительно, что в алфавите деревьев он был вытеснен привычным падубом.

Черемуха. Часть 2

Черемуха в мифологииТелеуты лук из черемухи использовали в обрядах положения новорожденного в зыбку, которую подвешивали двумя способами: либо к крюку, ввинченному в потолок, либо к середины тетивы из конского волоса, укрепленной в луке из черемухи. Момент первого положения в зыбку приурочивали к нарождению нового месяца, до этого класть новорожденного в зыбку было нельзя. 

С цветением черемухи  у телеутов был связан  обряд прокалывания ушных мочек детей: «Ушные мочки протыкают для серег в первые весенние месяцы, когда реки разливаются и у черемухи наливаются почки; если ко времени появления на свет ребенка черемуха успеет отцвести, операцию прокалывания откладывают до следующей весны; утверждают, что в противном случае у ребенка уши будут болеть».

Черемуха. Часть 1

Черемуха в мифологииЧеремуха – деревце или куст, цветущие душистыми белыми цветами в мае (в апреле-июне в зависимости от региона). Зацветание черемухи означает конец зеленой весне и начало пролетья. Плоды созревают в июле—августе.

Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что плоды черёмухи использовались человеком еще в палеолите. Зрелые плоды едят свежими, а порошок из сушеных плодов используют в качестве начинки. Цветки, плоды и кору черемухи используют в лечебных целях.

Черемуха растет только там, где к поверхности близко подходят грунтовые воды - по берегам рек и озер, по оврагам и опушкам. Листья черемухи выделяют в воздух особые вещества, убивающие микробов и оздоровляющие атмосферу.  Летучие фитонциды черёмухи обыкновенной в первые же минуты убивают мух, комаров, слепней, мошек.

Яблоня. Часть 3

Яблоня в мифологииВ кельтской мифологии известен образ чудесных яблонь, растущих в Ином мире.  Загадочный остров Аваллон («Inis Afalon) был знаменит тем, что на нем росли такие яблони, поэтому он носил название «Острова Яблонь» (ирл. abal, валлийское afal, кельт. avalla – «яблоко»).  Потусторонний мир кельтской мифологии чаще всего помещался на западных островах. К архаическому слою традиции принадлежат такие атрибуты этого «острова блаженных», как  стеклянная башня и дарующие бессмертие чудесные яблоки.

В саге «Плавание Брана» потусторонняя страна Эмайн лежит далеко за морем и достигнуть ее можно плывя на стеклянной ладье.  Это -  заморская страна Юности. Люди там живут без скорби, без печали, без смерти, без болезней, без дряхлости. Там растут деревья с ветвями из белого серебра, на которых висят чудесные хрустальные яблоки. Там длится вечный пир и раздается сладкая музыка.

Сикомора. Часть 2

Сикомора в мифологииСикомора выступает как древо жизни и в словах Исиды, называющей себя «яйцом гуся, вышедшего из сикомора», т. е. яйцом Великого Гоготуна. В главе об укусах Исида произносит: " По велению возлюбленной Ра не восходи в небо яйцо гуся Смен, выходящего из сикомора… Оживи, дитя, умри яд! Да живет Ра, да умрет яд!".  Саму Хатхор тоже отождествляли с гусыней, отложившей золотое Яйцо. Хатхор называли также «гнездом сокола» - Хора, который говорит:  "Я лечу как сокол и опускаюсь на прекрасную сикомору, расположенную посреди озера".

Однако в изобразительном искусстве гораздо полнее представлена связь сикоморы с осирическим культом. Именно сикомора фигурировала в обряде возложения изображения бога на ветви дерева на ритуальном празднике  пахоты и сева, «уподобляя пребывание его во чреве матери. Осирис на сикоморе ассоциировался c зернами, скрытыми в земле, а сикомора принимала на себя функции богини-матери».  В более позднее время этот ритуал – празднество в честь священной ветви – совершался  в гробнице Осириса в Абатоне, где «сикомора представлена в образе Нут и названа матерью Осириса, которая была призвана омолодить его душу в ветвях священного дерева».

Сикомора. Часть 1

Сикомора в мифологииСикомора – древо жизни египетской мифологии.   Древние египтяне поклонялись сикоморе как священному дереву и воплощению Хатхор и небесной богини Нут, «которая охраняла мертвого Осириса, а потом восстановила его душу среди ветвей дерева».

Египетская сикомора является разновидностью фигового дерева (сикомор античный), приносящего плоды. Листья этого дерева носили в качестве амулета для привлечения успеха и благополучия. Один из старейших центров культа этого дерева в Египте находился недалеко от Мемфиса и был посвящен Хатхор, богине сикоморы. Ее культ был распространен в окрестностях Мемфиса и некрополя в Гизе. Древняя сикомора считалась местным фетишем и символом самой богини. Уже в изречении «Текста пирамид» встречается обращение к «мировой сикоморе» как к молодой женщине.

В пояснении из Туринского папируса сказано, что «Сикомора (сикоморея или сикамин) - тутовое дерево, шелковица Morus nigra, - священное дерево богини Хатхор и бога Нуфртема (Нефертума), символизировавшее Небесное Дерево». Некоторые источники называют сикомору платаном, однако в Древнем Египте символику возрождения к жизни несли те деревья, "которые имели сладкие плоды".

Слива

Слива в мифологииСлива (лат. Prunus) цветет  белыми или розовыми пятилепестковыми цветками, имеет твердую древесину.

В Восточной Азии слива является излюбленным символом ранней девичьей юности, так как цветок сливы распускается еще до того, как появляются листья. По-китайски слива – мэй хуа, и о популярности этого символа говорит китайская клановая фамилия Мэй (букв. «дикая слива»). Эротический оттенок названия мэй-хуа проглядывает в названии брачного ложа «одеяло цвета сливы». «Как известно, название этого фрукта стало также оскорбительным прозвищем, пренебрежительно бросаемым  женщинами в адрес опустившихся подруг по полу».

В китайской культуре сливовое дерево  имеет огромное значение. Принадлежа к символам четырех времен года, дикая слива, цветущая поздней зимой, является символом зимы. Соединенные вместе ветки сливы, сосны и бамбука – символизировали "трех друзей холодного времени года" и удачу и долголетие. Пятилистный цветок сливы символизировал пять богов счастья Древнего Китая, а также определенного оракула.

Персик

Персик в мифологииПерсик (лат. Prunus persica, «персидская слива»), - невысокое плодовое дерево, цветущее розовыми цветками, было ввезено  в Европу в I в. с Востока. Его родиной предположительно считается Северный Китай. Плоды персика высоко ценились в античности. Древние римляне называли его  Malum persicum  – «персидское яблоко». Когда в саду императора Александра Севера лавровое дерево переросло персиковое, это было истолковано как предзнаменование победы над персами.

В Китае персиковое дерево и его плоды пользовались большим почитанием. Это дерево считалось священным деревом жизни Богини-матери. Древнекитайский миф повествует о персиковом саде, который рос во владениях Си-ванму - «владычицы Запада», на горе Куньлунь. Сама Си-ванму представлялась живущей в пещере этой горы, а по другому варианту – во дворце, окруженном висячими садами.

Плод мистического персикового сада богини, содержащий божественный элексир бессмертия, созревал каждые три тысячи лет. По этому поводу там устраивался большой праздник духов и бессмертных. Среди растений, которые могут обеспечить долголетие, китайская традиция выделяла траву цзи («трава бессмертия»), сосну, кипарис и персик.

Олива. Часть 3

Олива в мифологииБогиня Лето, преследуемая Пифоном, смогла разрешиться от бремени на о. Делос, держась одной рукой за оливу, а другой – за пальму. Оба эти дерева – олива и пальма – были почитаемы на о. Сардиния. В «пальмовое» воскресенье, празднуемое на шестой неделе поста, верующие с ветвями оливы и пальмы в руках посещают церкви, где священник благословляет эти растения. «Крестьяне сохраняют их до следующего года, считая символом благополучия». Приданое невесты украшалось ветвями олив и пальм.

Страна на Ниле, известная всему миру как Египет имела и другие названия, в числе которых было Бекет ("оливковая страна"), свидетельствующее о том, что в Древнем Египте, если не культивировалась олива, то, во всяком случае были известны дикие оливы. В "Главе об укусах скорпиона" к Исиде, безутешной от того, что скорпион укусил ее сына, подошла со словами утешения некая женщина: «Не отчаивайся, о мать бога, не отчаивайся. Дитя оливкового дерева лежит у горы своего брата, кустарник скрыт, и ни один враг не войдет сюда». По некоторым свидетельствам сад Гесперид находился на близлежащем от Танжера островке, «где воздвигнут алтарь Гераклу, однако следов сада на нем не осталось, если не считать нескольких диких олив".

Олива. Часть 2

Олива в мифологииПлоды оливы были источником масла и выращивание олив имело важнейшее значение. Миф гласит, что между Афиной и Посейдоном возник спор, за власть над Афинами. Посейдон, ударив трезубцем, выбил источник пресной воды на Акрополе, а Афина вырастила оливу. Жители Афин отдали предпочтение богине. Эта священная олива, посаженная самой Афиной, находилась в Пандросейоне – храме, построенном на Акрополе. Одним из имен Афины было Пандроса («всевлажная»). Оливы были священными деревьями Афины и именовались  «деревьями судьбы», причем «сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого».

Тот, факт, что Афина принесла оливу, подтверждает ливийское происхождение мифа об Афине - рождение самой богини в Ливии, «однако принести она могла только ветвь, поскольку культурные оливы не плодоносят и для получения урожая их нужно привить к диким оливковым деревьям».  Именно в Ливии миртовые нимфы, дети Гермеса, научили Аристея, сына Кирены, «облагораживать дикую маслину». Из Ливии Аристей перебрался в Грецию, посетил многие острова и «несколько лет провел в Сицилии, где ему воздавали божественные почести, особенно те, кто выращивал оливы». Однако широкое распространение культуры оливы на Сицилии связано с появлением в позднемикенскую эпоху на южном побережье острова эллинских колоний.

Олива. Часть 1

Олива в мифологииОлива европейская (лат. Olea europaea) — вечнозелёное субтропическое дерево. Растение с древности возделывается для получения оливкового масла и в диком виде не встречается. Энциклопедия Ганса Бидерманна называет родиной культурной оливы Ливию, хотя до настоящего времени «дикий предок культурного оливкового древа не найден». Средняя высота оливковых деревьев не превышает 2-х метров, а возраст не старше 200-300 лет. «Кора старых олив многократно растрескивается и зарастает вновь, отчего ее толстый ствол приобретает самые причудливые формы, а древесина – свилеватость и дуплистость. Но и среди олив имеются свои рекордсмены. В Северной Африке и на Кипре есть деревья с диаметром ствола до 4 метров, а на острове Майорке – экземпляры со стволами до 13 метров в обхвате».

В Греции оливу  выращивали еще 3500 лет тому назад. Богатые маслом оливки были для людей древности одним из немногих источников топлива для ламп, смазки и растительного масла. Считалось, что «оливковая ветвь и масло способны защитить от злых духов и продлевать жизнь. Эта вера породила древнейший обряд помазания царей, императоров и важных служителей религии. Юношей, победителей легкоатлетических соревнований в Афинах, награждали сосудом с маслом, выжатым из плодов священных олив, высаженных у храмов в честь богини Афины».

Страница 4 из 9