ДубДуб и полынь были посвящены Артемиде. Возле Эфеса амазонки устроили святилище Артемиде, где ее кумир поставили «в сень священного дуба». Жрица Гагно принесла жертву, а  вооруженные девы после бранной пляски повели хоровод. В восточном Крите богиню луны, которая пряталась от преследований Миноса под густолистыми дубами, называли Бритомартис. "Преследование Миносом Бритомартис, как и преследование Моксом, или Мопсом, Деркето о котором повествует филистийский миф, начиналось, когда на дубе полностью распускалась листва...». Эвменидам, богиням-благодетельницам,  в Титане "была посвящена рощица вечнозеленых дубов". Алтарь богинь судьбы, «открытый всем дождям и ветрам», тоже находился в дубовой роще.

В храме Геры в Олимпии  «в заднем помещении храма одна из 2-х стоящих там колонн – дубовая». Дуб и сосна  были посвящены Рее-Кибеле. Дочь Дриопа («дубовидный»), нимфа Дриопа родила от Гермеса Пана, которому был посвящен  каменный дуб и сосна. Священная дубовая роща принадлежала Деметре. Когда Эрисихтон приказал срубить дуб в роще Деметры, из него заструилась кровь. Нимфа, умирая, предрекла возмездие осквернителю, наделив его ощущением неутолимого голода.

 

 

Дуб в мифологических представлениях древних греков выступал Мировым древом, крона которого находилась на небе, а корни достигали преисподней. В сказании о путешествии аргонавтов в Колхиду за золотым руном, которое висело  в роще Ареса на верхушке дуба, подножие дерева охранял недремлющий дракон. По совету Медеи Ясон совершает жертвоприношение Гекате, малоазийской богине земли, моря и неба, которая у греков превратилась в богиню подземного мира, призраков и волшебства. Явившаяся на призыв Геката, имела устрашающий облик: «всю кругом ее обвивали страх наводящие змеи, ветвями увенчаны дуба». 

В Беотии  справлялись праздники  под названием Малые и Большие Дедалии. В древности дедалами называли деревянные изображения.  Жители  Платеи раз в несколько лет – 6 или 7 – справляли  Малые Дедалии. Для праздника отправлялись в дубовый  лес с кусками мяса для ворон и раскидывали их вокруг. Внимательно следили за тем, на какое дерево усядется ворона, держащая в клюве пожертвованную ей пищу. Это дерево срубали и вырезали из него куклу, которую обряжали невестой, усаживали на телегу и в сопровождении играющей на свирелях и танцующей толпы привозили на берег реки Асопа, после чего возвращали обратно в город.

Павсаний сообщает, что «праздник, который они называют Малыми Дедалами, платейцы справляют только одни. Праздник же Великих Дедалов вместе с ними справляют и все беотийцы. Они бывают один раз в шестьдесят лет». К этому времени у них скапливается 14 дедалов, изготовлявшихся из года в год для Малых Дедалий. Затем процессия с представителями от всех городов, принимающих участие в празднике, отправляется на вершину горы Киферон, где устраивается жертвенник из четырехугольных брусьев, уложенных друг на друга до определенной высоты. Внутрь набрасывается хворост. Каждый город приносит за себя жертву: корову для Геры и быка для Зевса. Туши животных наполняют вином и фимиамом и сжигают их вместе с дедалами на огне жертвенника. «Вместе с этими жертвами огонь охватывает и самый жертвенник и его уничтожает».

Гарольд Бейли в своей книге «Забытый язык символов» пишет, что "корень «ак» был самым ранним произношением английского слова «оук» (oak) – «дуб»", и "вероятно, когда-то означал «огромный», «великий» или «могучий».  ...Кастор и Поллукс… назывались в Греции Анакес. У финикийцев слово «анак» означало «князь», и по-гречески анакс значит «князь».  …дуб был посвящен Юпитеру и когда-то почитался как величайшее и сильнейшее из деревьев". Связь Диоскуров (Кастора и Поллукса) с дубом проступает и в эпизоде угона ими спорного скота у Идаса и Линкея: братья  стали ждать возвращения своих соперников, спрятавшись в дупло дуба.

 

Использованные материалы:

  1. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
  2. Павсаний. Описание Эллады, кн. V; IX;
  3. Овидий. Метаморфозы, V;
  4. Мифы народов мира, т. II;
  5. Аполлоний Родосский, Аргонавтика, III.