МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Деревья

Деревья в мифологии

Береза. Часть 5

БерезаДруиды помещали березу (Beth) на первое место в алфавите деревьев. «По-видимому, месяц березы начинался 24 декабря и заканчивался 20 января». В Европе ветками березы по сельскому обычаю прогоняли Духа Прошлого Года. «Береза, - пишет Р. Грейвс, - это дерево начала. ...из лесных деревьев, если не считать таинственной бузины, она распускается первая.., а в Скандинавии свежие листочки березы определяют начало сельскохозяйственного года, потому что с их появлением фермеры сеют весной зерно». Название березы - Bjőrk (Бьőрк) лежит в основе многих шведских и скандинавских фамилий. Ветви березы являются символом весны. Столб, украшенный листьями березы назывался "майским". Обнаженный пахарь, возделывающий поле сохой, по традиции держал в руке березовую ветвь.

Май - это месяц, когда в Северной Европе распускаются почки, и деревья покрываются первыми листочками, а береза распускает листочки самой первой. "Maja" означает "украшать зеленью". Существует много обычаев, которые обязаны своим происхождением традиции украшать зеленью. Одним из таких обычаев было использование березовых ветвей  в свадебных обрядах. В шведской провинции Смоланд существовала традиция, которая называлась "обдирать березу". Молодежь обрывала березовые ветки, украшала ими майское дерево и приносила его к двери невесты, чтобы затем утром поднять его и танцевать вокруг. "Майское дерево, - пишет Мартин Нильссон, - в некоторых районах Швеции должно было стоять у дома  молодой женщины до тех пор, пока у нее не родится первый ребенок".

Подробнее...

Ясень. Часть 1

ЯсеньЯсень (лат. Fraxinus) – лиственное дерево, которое с древнейших времен почиталось священным за связь с молнией и огнем. Дерево различается по половому признаку, есть женские и мужские деревья. Цветки ясеня  темно-бурые или фиолетовые собраны в пучковидные метелки, опыляются ветром. На одном дереве могут находиться  как женские или мужские соцветия, так и обоеполые. Цветы появляются в апреле-мае, когда листьев еще нет.

Листья ясеня сложные,  могут состоять от 7 до 13 листочков. Солнечные лучи свободно проникают сквозь ажурную листву и по этой причине ясень всегда выгладит светлым, не омрачненным тенью. Вероятно, именно это качество легло в основу русского названия этого дерева – ясень, от  слова «ясный», «светлый». Латинское название «fraxinus» или «свет от камина», возможно, имеет переносный смысл - «свет знания», но просматривается и связь с камином, очагом, в котором поленья или вязанки ясеневых прутьев традиционно сжигали в новогоднюю ночь.

Подробнее...

Ясень. Часть 2

ЯсеньЯсень  скандинавской мифологии соединяет небо, землю и подземное царство, проходя через девять миров. Главное святилище богов, место их встреч, где «боги вершат свой суд», находилось у ясеня Иггдрасиль: «Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень – у асов, другой – у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая Бездна. Третий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем – поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг. А под тем корнем, что протянулся к инеистым великанам, - источник Мимира, в котором сокрыты знание и мудрость».

Самым священным почитался  источник, который находился «под тем корнем ясеня, что на небе. ...имя ему Урд. Там место судбища богов». Три норны – Урд, Верданди и Скульд - живут в прекрасном чертоге под ясенем и каждый день поливают ясень водой из источника, «чтоб не засохли и не зачахли его ветви. ...В ветвях ясеня живет орел, обладающий великой мудростью. А меж глаз у него сидит ястреб Ведрфёльнир. Белка по имени Грызозуб снует вверх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон Нидхёгг. Четыре оленя бегают среди ветвей ясеня и объедают его листву. ... И нет числа змеям, что живут в потоке Кипящий Котел вместе с Нидхёггом».

Подробнее...

Ясень. Часть 3

В Греции ясень был посвящен Посейдону, который, «сохранив свою власть над лошадьми, стал еще богом морестранников, когда ахейцы начали плавать по морю».  Так же как и Посейдон, Один-Вотан, которому был посвящен ясень Иггдрасиль, «приобрел дополнительные функции мореплавателя, после того как его народ вышел в море. В древнем Уэльсе и древней Ирландии все весла и перекладины делались из ясеня. Ясеневыми были и прутья для понукания лошадей... Ясень – дерево морского могущества или силы, обитающей в воде. Другое имя Водена – Игг (Iggr), от которого произошло Иггдрасиль (Iggdrasil), несомненно, связано с hydra, по-гречески «море» (если точно, «нечто мокрое»)».

В скандинавской мифологии известен образ Улля, пасынка громовержца Тора, сына Скади. Он был прекрасным стрелком из лука и лыжником. В кеннингах он часто именуется как «ас-щита», а его щит называют «ясенем» или «кораблем» Улля. Эти сравнения указывают на связь с шаманской символикой, в которой бубен шамана представлялся одновременно и средством защиты (щитом) и средством передвижения – кораблем, конем, птицей и пр. В литовской мифологической традиции боги, спустившиеся на землю, чтобы вершить судьбы людей, собрались под развесистым ясенем. А в литовской народной сказке «Эгле – королева ужей» боги превратили в ясень одного из сыновей Эгле.

Подробнее...

Ясень. Часть 4

ЯсеньЛатинское название ясеня - «fraxinus» или «свет от камина», вероятно, связано с тем, что вязанка из ясеневых прутьев  традиционно сжигалась в  канун Рождества во многих домах и постоялых дворах западных областей. Ясеневая вязанка представляла собой большой пучок ясеневого хвороста, связанного вместе девятью ясеневыми или ивовыми прутьями. В Девоне и Соммерсете она заменяет собою святочное полено. Ее надо церемониальным образом вносить в дом  и поджигать от горящего уголька, сохранявшегося в течение всего года от ее предшественницы, - чтобы сохранить преемственность удачи.

Незамужние девушки в доме часто выбирают веточку из этой вязанки, помечают ее для себя и следят, когда она переломится в жару огня. Та, чья веточка переломится первой, первой же выйдет замуж. В постоялых дворах и кабачках тоже внимательно следят за тем, когда переломится первая ветка: это служит сигналом для первого тоста, за которым следуют другие. Эти  обычаи происходят от древних ритуалов огня и плодородия, практиковавшихся в дохристианские времена в дни зимнего равноденствия.

Подробнее...

Ясень. Часть 5

ЯсеньНаглядным подтверждением веры британцев в магическую силу ясеня является целый ряд ясеней, росших в начале XIX в. на фермерском дворе в центре поселка Селборн. Каждое дерево было  отмечено длинным шрамом и рубцами – следами расколов, сделанных для продевания детей. В Уэльсе суеверие предписывало искать «девственное дерево», расщеплять его с запада на восток; подавать ребенка в щель должна была непременно девушка, а принимать с другой стороны – обязательно парень. Старый ясень в Ричмонд-Парке (Суррей) тоже пользовался популярностью в качестве врачевателя; его называли «Sheen Tree» - «Сверкающим деревом».

В Германии прибегали к такому же способу лечения грыжи, только  вместо ясеня здесь использовали дуб.  В Ольденбурге и Мекленбурге действенным считалось  только то лечение, которое производилось накануне Иванова дня (или летнего солнцестояния) тремя мужчинами по имени Иоганн. При проведении этого обряда подразумевалось, что между ребенком и деревом возникала связь. На острове Рюген  подобную связь считали настолько тесной и неразрывной, что верили в то, "душа человека, излеченного таким образом от грыжи, при его смерти уходила в то дерево, сквозь которое его продевали в детстве».

Подробнее...

Осина. Часть 3

ОсинаСвязь осины с Нижним миром и душами умерших особенно ярко проступает в латышском мифологическом фольклоре: “veles” — души умерших, а  “Velu mate” — мать мира мертвых, их заступница, разгуливает под корнями осины, отчего и дрожат ее листья.  В латышских поверьях ее может заменять Маря, которая трясет дерево, тождественная общеславянской богине смерти Маре. Ее местопребывание – под корнями осины.  

В русской традиции с принятием христианства осина стала считаться проклятым деревом: «...между священными и обыкновенными попадаются деревья проклятые, - пишет С.В. Максимов. – Во главе их стоит общеизвестная, с трепещущими листьями, осина, проклятая самим Христом за то, что на ней удавился Иуда, и потому неудобная к посадке вблизи жилья». «Потому-то листья осины, - добавляет А.В. Балов, - трепещут при самом малейшем дуновении ветерка, а осенью листья осины принимают ярко-красный цвет – цвет крови». Действительно, с наступлением осени дерево красуется своей листвой, окрашенной в «багрец и золото». Иногда трепетание листьев осины объясняется страхом от проклятия, наложенного на это дерево Христом или Богородицей, потому что из древесины осины  был сделан крест и гвозди, которыми прибили к нему Христа.

Подробнее...

Осина. Часть 2

ОсинаОсину издавна использовали в лечебных целях. Согласно очень древнему верованию, болезнь лучше всего лечится тем, что напоминает ее симптомы; а поскольку при лихорадке больной дрожит, то и излечивается она с помощью дрожащего дерева. Это свойство легло в основу магического обряда обнаружения вора у поляков: чтобы обнаpyжить воpа  в pасщепленнyю осинy вкладывали вещь, до котоpой дотpагивался воp. Считалось, что от этого его начнет тpясти лихоpадка, и злодей поспешит веpнyть yкpаденное.

Hа осинy охотно  "пеpеносили" болезни. С этой целью при лихорадке можно было приколотить прядь волос к осине, приговаривая: «Осина, осина, прошу тебя, дрожи и трепещи вместо меня». Другой способ состоял в том, чтобы прсверлить отверстие в стволе, вложить в него срез ногтя больного и тщательно заделать. По мере зарастания поврежденного места корой уходила и лихорадка. По этой причине осина использовалась знахарями в обрядах исцеления.

Подробнее...

Осина. Часть 1

ОсинаОсина обыкновенная или Тополь дрожащий (лат. Populus tremula) – лиственное дерево, широко распространенное в районах с умеренным и холодным климатом Европы и Азии. Отличительная внешняя особенность этого дерева – дрожание листьев даже от легкого колыхания воздуха, что создает впечатление постоянно дрожащего дерева. Объясняется это тем, что листья прикреплены к длинному, тонкому,  сплющенному с боков и, благодаря этому, легко изгибающемуся черенку.

Именно эта примета легла в основу народных поверий, связанных с осиной, как с деревом-берегом, непрерывно «забирающем» любую боль и неприятность от человека и поэтому находящемся в постоянном движении. Кроме того, этому дереву, также благодаря тому, что оно все время было «в движении»,  приписывалась бдительность, и в старину осину охотно высаживали около жилья, считая, что она отгоняет злых духов. В ночь наканyне Юpьева дня и кyпальскyю ночь с помощью осиновых веток, воткнyтых в стены хлева, в воpота, в саpаи, обеpегали скот от ведьм, отбиpающих y них молоко. Существовало много приемов с использованием осиновых ветвей или поленьев для защиты домашнего скота от вредоносных сил, для предохранения коровьего молока от порчи и пр.

Подробнее...

Ольха. Часть 3

ОльхаВ русской легенде краснота коры ольхи объясняется следующим образом. При сотворении мира дьявол из зависти к Богу  создал волка, но не  сумел его оживить. Волк ожил по Господней воле и накинулся на дьявола, который, спасаясь от зверя, влез на ольху. Однако волк успел укусить его за пятку, капля дьявольской крови попала на ствол дерева, и вот с тех пор у ольхи красная кора.

Согласно дpyгой легенде, Бог создал овцy, а дьявол -  козy . Желая похвастаться своим успехом,  дьявол потащил козу к Богу за хвост. По доpоге коза выpвалась y дьявола и спpяталась за ольхy. С тех поp y коз нет хвоста, а коpа ольхи от кpови козы стала кpасной. Верили, что ольха оберегает поля от непогоды,  и ее ветки втыкали по краям поля. Кроме того, считалось, что вода, которая омывает корни ольхи, предохраняет от многих недугов.

В саамской мифологии известен образ Лейб-ольмая («ольховый человек»), от которого зависела охота и промысел.

Подробнее...

Ольха. Часть 2

ОльхаВ Ирландии из влагоустойчивой ольхи изготовляли разную утварь и, в первую очередь, сосуды для молока.  Отсюда происходит поэтическое название кринки для молока «стерегущая молоко» (сometlachta). Кроме того ольху ценили за то, что «она дает три замечательные краски: красную можно получить из коры, зеленую – из цветов и коричневую – из молодых веточек; эти три цвета символизируют огонь, воду и землю». Известный римский обычай румянить щеки триумфаторов, ведет свое начало от обычая священных королей, связанных с культом ольхи,  красить лица в красный цвет. В словаре X в. ольха называется ro-eim, что переводится как «та, что красит красным лицо». Как уже упоминалось, белая изначально древесина ольхи становится красной, когда дерево срубают, что позволяло ассоциировать ольху с человеком, истекающим кровью.

Красный цвет соотносится не только с цветом крови, но и с огнем, и «в первую очередь ольха – огненное дерево, которое имеет власть защитить землю от воды, и ольховая ветка, благодаря которой Бран был узнан в CâdGoddeu, - это знак воскрешения, ибо почки на ней расположены в виде спирали». В ирландской «Песне лесных деревьев» ольха описана как «самая воинственная колдунья из всех, как дерево – самое горячее в битве. Жечь ольху, так же как иву, тополь и орех,  считалось нечестивым, хотя древесный уголь из ольхи высоко ценился кузнецами и оружейниками. Однако рубка ольхи не поощрялась, а в сельских районах Ирландии «за рубку священной ольхи» можно было «поплатиться сожженным домом».

Подробнее...

Ольха. Часть 1

ОльхаОльха (лат. Alnus) – лиственное дерево, представленное несколькими видами. Однодомные цветки ольхи собраны в серёжки, которые образуются к осени и зимуют на дереве, распускаясь рано весной, до появления листьев. Мужские цветки собраны в длинные светлые  и яркие сережки, женские цветки –  в короткие и темные, деревенеющие ко времени созревания  плодов, образуя  характерные для ольхи шишки.

Ольха черная, Alnus glutinosa, распространена в долинах и предгорьях по всей Европе, в средней и южной России, и поднимается высоко в горы. Отличительной особенностью этого вида ольхи является ее произрастание на  мокрых почвах с застаивающейся водой, так называемых черноольховых трясинах, а вот на сухих почвах черная ольха развивается медленно, кустится и рано засыхает.

Родная «сестра» ольхи черной - ольха серая, или белая, Ело́ха - лат. Alnus incana, эпитет которой -  incana означает «седоватая». В отличие от ольхи черной, вырастающей в довольно высокое дерево (20-25 м.) дерево,  белая никогда не достигает крупных размеров, оставаясь кустарником и образуя обширные заросли, называемые ольшаниками, или ольховниками. Примечательными особенностями ольхи являются ее «привязанность» к воде и, соответственно, устойчивость к влаге, красный цвет древесины, вызывающий ассоциацию с кровоточащим телом, появление сережек раньше листьев весной, и не изменяющийся с наступлением осени цвет листьев, которые даже опадая остаются зелеными.

Подробнее...

Платан. Часть 2

ПлатанУпоминание платана в  древнегреческих мифах свидетельствует о том, что в древности греки тоже почитали его как священное дерево. Всегда платан упоминается рядом с источником. Так, Менелай, собирая войско для войны с Троей, посадил у источника платан. Жители аркадского города Кафия, в окрестностях которого был посажен этот платан, называли его Менелаидой. Перечисляя самые древние из известных  деревья – иву в храме Геры на Самосее, додонский дуб, оливу на афинском акрополе и лавр, растущий у сирийцев, - Павсаний указывает, что древнейшим из остальных деревьев является этот платан, растущий в Кафии. 

Воды источника у аркадского города Кинефа, над которым рос платан,  считались целебными и помогали укушенному бешеной собакой. Назывался этот источник Алиссон (Исцеляющий бешенство). Еще один знаменитый источник с растущим над ним платаном находился в  Коринфике, в Лерне. Это был источник Амимоны, а под платаном, «как говорят, выросла знаменитая гидра». Еще один удивительный источник, связанный с платаном, находился в Мессении под горой Мафией: его воды вытекали из дупла «широковетвистого платана», по этой причине сам источник назывался Платанистон (Платановая роща).

Подробнее...

Платан. Часть 1

ПлатанПлатан восточный  (Platanus oriantalis) – долговечное, могучее дерево с раскидистой кроной. Платан может доживать до 2000 лет, достигая высоты  45-50 метров и  диаметра ствола до 6 метров. Это красивое дерево с широкой развесистой кроной и гладкой светло-серой корой, которая по мере довольно быстрого роста ствола в толщину отслаивается сверху и опадает пластами, обнажая светло-зеленые, глубже расположенные участки. Это придает стволам платанов очень красивый рисунок. 

Отслаивание коры делает платан похожим на змею, сбрасывающей свою шкурку. Светлый, гладкий ствол дерева, сбросившего старую кору,  смотрится очень красиво и оставляет впечатление возвышенной чистоты. Не случайно платан был священным деревом богини на Крите и в Спарте, к тому же «его листья напоминали зеленую ладонь с пальцами, вытянутыми для благословения». В литературе есть указания, что в Эгейском море на острове Кос рос платан в возрасте 2300 лет со стволом окружностью 18 метров.

Подробнее...

Липа. Часть 2

ЛипаУ хорутан Зильской долины «в каждой деревне стоит на площади всеми чтимая липа». Во время праздника к этой липе привешивалась бочка: «юнаки выезжают на конях, с палицами в руках, скачут вокруг липы и стараются на всем скаку попасть палицею в дно бочки, которая наконец и рассыпается на части». Истоки этого обычая кроются в дождевой магии: бочка тождествена дождевой туче на небе, с которым соотносится крона липы. В роли громовника выступают юнаки. На хорватских монетах были изображены листья и плоды липы, и даже денежная единица и разменная монета называется lipa.

Украинцы объясняют наросты на стволе липы тем, что она «все принимает на себя», в том числе и проклятия, которые жены посылают своим мужьям. Естественно, что ветвями липы, вбирающей в себя такую негативную энергию, нельзя бить скот - сдохнет.

В прибалтийских землях липа была окружена почетом. Эстонцы считали ее святым деревом. С молодых деревьев запрещалось снимать кору.  Липа изображена на гербе латвийского города Лиепая.

Подробнее...

Липа. Часть 1

ЛипаЛипа (лат. Tília) лиственное дерево, которое по форме его листьев называют еще европейской сердцелистной липой. Липа устойчива к морозам и является прекрасным медоносом. Вероятно, последнее обстоятельство побудило античных авторов назвать ее «золотым деревом».  Липовые листья изображены  на гербе Словении, гербах финского города  Мариехамна и русского города Зюзина. Липовое дерево украшает гербы города Липецка и Липецкой области. Изображалась липа и на флагах – Липецка, Липецкой области и Зюзина, а также на монетах.

В северном умеренном поясе липа представлена приблизительно 60 видами и пользовалась широкой известностью у немецкоязычных народов. У германцев она посвящалась богине Фрейе, считалась защитой от молнии и служила отличительным знаком местного судопроизводства. В геральдике липа часто представлена стилизованными сердцеобразными листьями. Гербовая фигура «Крест липового листа» имеет форму серпообразно изогнутых веток липы. Липовые листья изображались также на щите или служили украшением на шлеме в ландграфствах Тюрингии и Гессена.

Подробнее...

Клен

КленКлен – необычайно красивое дерево благодаря  самым разнообразным формам и осенней окраске листвы- от оранжевой до багряно красной и пурпурной. Известно до 150 представителей семейства клееных. Из них наиболее распространен  клён остролистный (Acer platanoides), произрастающий в Европе, на Кавказе и Балканах, и знаменит клен сахарный (Acer  saccharut), ставший национальным символом Канады.

В мифологических представлениях западных и восточных славян  в клен (явор)  был по заклятию превращен человек. Такое верование указывает на сохраняющиеся тотемические черты в представлениях о клене. По этой причине кленовое дерево-человек не используют на дрова, не делают из него гроб («грешно гноить в земле живого человека") и т.д. В похоронной причети часто обращаются к умершему, называя его «мой явор», «мой сыночек, мой же ты яворочек».

Ветви клена использовались славянами в календарной обрядности. На Тpоицy, в день Божьего Тела и в другие праздники ветками клена украшали дома, воpота. В Белоруссии суббота перед Троицей называлась «кленовой». Представлялось, что в ветвях клена прячутся души умерших. По сербским поверьям клен зазеленеет, если его ствол обнимет невинно осужденный, если же к зеленеющему весной клену прикоснется несчастливый или обиженный человек дерево засохнет.

Подробнее...

Рябина. Часть 3

РябинаВ России и Белоруссии существовал запрет рубить, ломать кусты рябины, использовать рябину на дрова, обрывать цветы и даже ягоды рябины.  Считалось, что ветки рябины не дают покойникам вставать из могил, оберегают их тела от  порчи. В Новгородской губернии, вернувшись с кладбища, вешали над дверью рябиновые прутья, чтобы покойник не возвратился домой.

Рябиновая ветвь считалась сильным оберегом. Сенник, в котором устраивалось брачное ложе, «сваха обходила  кругом с рябиновой ветвью в руках, на которой нарезались какие-то знаки». В Воронежской губернии сваха сыпала жениху за голенище рябиновые коренья, чтобы на него не навели порчу на свадьбе.

Использовали рябину и в лечебных целях.  Захворавшего человека «продевали» сквозь расколотую надвое и связанную в концах рябину  или он должен был пролезть сквозь рябиновый куст. "Заговор от порчи, насылки и переполоха" произносили возле рябины, стоящей на муравейнике.  Что любопытно, и зубную боль тоже лечили древесиной рябины обязательно растущей на муравейнике.

Подробнее...

Рябина. Часть 2

Ягоды рябиныВ Шотландии рябину также почитали как дерево, ограждающее от происков нечистой силы. Из ее древесины часто делали поперечные балки, поддерживающие дымоход, а также части сельскохозяйственных орудий и водяных мельниц. В дни, начинающие кварталы года, в качестве дополнительной меры предосторожности на перемычки дверей клали рябиновые палочки, а над дверями хлева и конюшни вывешивали двойные веточки рябины, перевязанные  красной нитью в виде креста. «От рябины да красной нити ведьмы не так резвы», - гласит известная шотландская поговорка. Сделанное из красных ягод рябины ожерелье предохраняло от всякого рода магических опасностей.

На севере Шотландии считалось, что пастухи должны срезать ветки рябины в Великий Четверг и вставлять куски веток или листьев в пастушеский посох. Этот посох нужно хранить до следующего Первого Мая: прикрепленный к дверям овчарни, он предохранит овец от болезни до следующего мая. Наибольшую пользу от веток рябины шотландцы стремились извлечь во время праздника Бельтана, потому что существовало поверье, что в именно в этот вечер ведьмы околдовывают скот и крадут молоко у коров.  Каждый фермер и батрак  зажигал праздничный костер Бельтана, и чтобы противодействовать колдовству, над дверями каждого хлева вывешивались ветки рябины.

Подробнее...

Рябина. Часть 1

РябинаРябина – небольшое дерево или кустарник, примечательное на фоне другой растительности гроздями красных ягод, щедро увешивающих ветви. Ягоды охотно клюют птицы, и где бы ни росла рябина, она считается деревом счастья, повсеместно наделяясь способностью противостоять колдовству, разрушать ведьминские козни, отводить сглаз и предохранять от болезней.

В Англии рябину называют горным ясенем, и существует мнение, что скандинавская «кобыла Игга» - ясень Иггдрасиль на самом деле был рябиной, черпавшей свою силу из источника Урд и считавшейся «первородным древом жизни». Кое-где ее называли «ведьминым деревом», однако она же считалась самым действенным оберегом от ведьм. Извозчики и всадники пользовались кнутами из рябины или носили на шляпах рябиновые веточки, чтобы не позволить ведьмам околдовывать своих лошадей, отчего последние могут сделаться непослушными и беспокойными или, наоборот, стоять неподвижно в течение нескольких часов. В Йоркшире даже существовала поговорка: «Если у тебя кнут из рябины, по любому городу проедешь».

Рукоятки маслобоек делались из рябины, чтобы масло сбивалось, и ведьмы не смогли бы его заколдовать. Детей оберегали от ведьм, делая качалки на колыбелях из рябины. Колья, жерди загонов, оси плугов, колышки для закрепления пут, которыми связывают коровам ноги при дойке, - все эти предметы изготовлялись из рябины. На острове Мэн в канун Первого мая, самое опасное время в смысле происков ведьм, к хвостам коров и быков привязывали рябиновые крестики, сделанные без помощи ножа.

Подробнее...

Реклама

Книги