В старом варианте мифа о сотворении мира из первозданного хаоса бог Хнум с головой барана и его супруга Хекет с головой лягушки провозглашались «первыми богами, которые были при начале, которые построили людей и сделали богов». В основе этого мифа лежит представление о происхождении «всех вод, включая океан, в мифологическом источнике Нила между скалами Первого порога». Таким образом «Хнум, как "бог-источник", выступал всего лишь местным вариантом Нуна. Еще в эпоху Древнего царства представление об этой паре богов было перенесено в Абидос и соединено с мифом об Осирисе. Божественная пара была помещена «у истока», «у места рождения (mes-khenet) Абидоса», что полностью трансформировало ее первоначальные функции. Первозданная творческая природа Хнума и созидательное начало, присущее ему, стало объясняться исходя из этимологии корня «khonen» - «творить как гончар».
На Элефантине в круг бараноголового бога-гончара входили богини Сатис и Анукет. Первая, Сатис, была богиней прохладной воды и считалась супругой Хнума. Ее культ был распространен в районе 1-го порога Нила, на острове Элефантина и в Нубии.Изображалась женщиной с рогами антилопы, в короне Верхнего Египта. Согласно "Текстам пирамид" она очищает умерших. Отождествлялась с Сопдет, олицетворением которой была звезда Сириус. Общей дочерью этой супружеской пары считалась Анукет, владычица Сехеля, одного из островов архипелага первого Порога, почитавшаяся также и в Нубии. Анукет изображалась в высокой короне с перьями, иногда с четырьмя руками, что означало единение мужского и женского начала. Символом богини была ракушка каури, ее называли «Дающая жизнь» и «вызывали, чтобы поприветствовать и благословить новорожденного ребенка или детеныша какого-либо животного». В гимне Анукет говорится: «Ты приводишь реку и оплодотворяешь землю твоим именем». Священным животным обеих богинь была антилопа.
В древних Текстах пирамид Хнум упоминается в связи с солнечным оком, которое было утрачено, «находится в мифическом источнике Нила, океане и всех водах мира, у Первого порога или области к югу от него». В некоторых вариантах можно видеть самого бога-источника Хнума «иногда держащего в одной руке солнечное око... Один раз Хнум стоит на льве, в котором мы узнаем старого бога-землю Акера». На одной из стен Карнакского храма изображена сцена вручения Амоном символов власти Рамсесу II. «И всюду со стен храма на зрителя смотрят боги: Хнум, с телом льва и головой барана, Гор с головой сокола, Осирис и Исида». Во времена правления фараона Джосера, царя III династии, Египту пришлось пережить семь лет неурожая и голода. Легенда приписывала возникновение голода "пренебрежением со стороны египтян в отношении поклонения богу Первого Порога, великому богу Хнуму". Джосер, чтобы умилостивить бога Хнума пожертвовал ему в Элефантине 12-мильную полосу земли выше первого порога.
Использованные материалы:
- Макс Мюллер. Египетская мифология;
- Мифы народов мира, тт. I-II;
- М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
- Д. Дж. Конфей. Мистерии и магия Луны;
- Древний мир. А.Ю. Низовский;
- У. Бадж. Легенды о египетских богах.
Похожие статьи