В греческой мифологии сакральность образа бобра отмечена обращением самого Зевса в это животное. В мифе о любовном преследовании Зевсом Немесиды, он вслед за богиней, принимающей ряд животных форм, чтобы избежать его объятий, сам превращается в животных-преследователей. Так, когда Немесида превращается в рыбу, Зевс обращается в бобра, гоняющегося за ней. Через ряд превращений Немесида и Зевс оборачиваются гусыней и лебедем, и Зевс достигает своей цели. Снесенное Немесидой-гусыней яйцо находит Леда, жена царя Тиндарея. Из этого яйца рождаются Елена с Клитемнестрой и мальчики-близнецы – Кастор и Полидевк.
Вот как объясняет Роберт Грейвс обстоятельства рождения божественных близнецов: "Немесида была луной-богиней в ипостаси нимфы, и в древнейшем мифе, созданном на основе сюжета любовной погони, она преследовала царя-жреца, который претерпевал сезонные превращения, превращаясь в зайца, в рыбу, пчелу, мышь – или же так: в зайца, рыбу, птицу и пшеничное зерно, - и в конечном счете она пожирала его. С победой патриархальной системы преследуемый и преследователь менялись местами: теперь богиня бежала от Зевса, как в английской балладе о Смите-Черном Угле. Богиня превращалась в выдру или бобриху, чтобы преследовать рыбу, и имя Кастор ("бобр") – есть не что иное, как отголосок этого мифа, тогда как имя Полидевк ("приторное вино") свидетельствует о характере празднеств, во время которых совершалась эта погоня". По позднейшему мифу сыном Зевса был только Полидевк, Кастор же – сын Тиндарея. Когда Кастор был убит, Зевс разрешил Полидевку уделить половину своего бессмертия брату, и с тех пор день близнецы проводили в подземном царстве, а день на Олимпе среди богов. Однако образ Кастора-бобра в древности был весьма значительным, о чем свидетельствует создание храма Кастора в Риме.
Использованные материалы:
- Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
- Аполлодор. Мифологическая библиотека;
- А.И. Немировский Легенды ранней Италии и Рима