На севере Евразии кедр считался погребальным деревом. Предки селькупов хоронили своих умерших на вершинах кедров. Считалось, что «если человек умер, но может быть оживлен, то труп его находят не на кедре, а на лиственнице, т.е. дереве жизни. Если же труп захоронен на кедре, это значит, что смерть унесла человека безвозвратно». Из кедра селькупы изготовляли преимущественно лодки (обласки). Почитание кедров выражалось в привешивании к их ветвям ленточек из материи, служивших жертвоприношением духам этих деревьев. "На березы и лиственницы вешали светлые ленты, на кедры – темные".
Существовала древняя традиция захоронения в колодах, выдолбленных из ствола кедра. Шаманская лодка ротык являлась на самом деле такой кедровой колодой. «В фольклоре это значение кедра отражено в образе "мира мертвых". Это обычно или тундра, окаймленная кедрами, или мыс, поросший кедровой рощей».
В мифологических представлениях селькупов важную роль играл образ Жизненной старухи, живущей на самом «верху», т.е. на юге. Именно она давала "новорожденному березу для первой люльки и... кедр для последнего пути умершему. Она же определяет и выдает шаману его атрибуты. В нижнем мире, в море мертвых... живут умершие. Души их (а по более ранним представлениям – сами покойники) в долбленных их кедра колодах плывут по течению реки в этот город. С появлением представлений о нижнем (подземном) мире, в тех же колодах, а позднее в челноках-ветках стали хоронить умерших в земле».
Эвенки съедали всем обществом добытого на охоте медведя. Медвежьи глаза на следующий день после пиршества закладывались в глубокие зарубки, сделанные с трех сторон на молодом кедре. После похорон медвежьих глаз участники обряда вновь принимались за угощение, игры и танцы. «На третий день хоронили голову, к которой иногда присоединялись остальные кости, все это пряталось в лесной чаще на высоком кедровом пне».
Из прочной и гибкой кедровой древесины народы севера делали лодки-дощанки, полозья нар, а из длинных гибких корней плели различную посуду. Американские индейцы мастерили из кедра каркасы легких лодок-пирог, которые обшивали берестяными листами, сшитыми между собой гибкими кедровыми корнями. В «Песне о Гайавате» Г. Лонгфелло герой обращается к кедру с просьбой дать сучьев и помочь сделать пирогу «надежней и прочней».
Использованные материалы:
- Е.Д. Прокофьева. Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера;
- А.Ф. Анисимов. Религия эвенков.