Северные ханты поклонялись Мув-керты-ху («Землю вращающий человек»), создававшему своими постоянными перемещениями смену дня и ночи, тепла и холода. Он объезжает землю на белом коне и наблюдает за жизнью народа, а нуждающимся оказывает помощь. Для того, чтобы эта помощь была существенной и своевременной, каждая семья хранила небольшое изображение всадника из светлого дерева - березы. А чтобы максимально приблизить изображение к «оригиналу», каждую ногу коня ставили в серебряную тарелочку - он ведь не может ступать на грешную землю.
Береза, также как и изображения духов, сделанных из березы, являлись священными для всех групп хантов. В некоторых местах северных хантов для того, чтобы подойти к священному дереву «ноги обертывали берестой, которая по окончании жертвоприношения лишалась сакральности». «Береста, как и моховая подстилка, являлись как бы пограничной территорией между двумя мирами. Столетняя старуха с Нижней Оби еще помнит обычай, который требовал обернуть ноги берестой, прежде чем подойти к священному месту и осуществить жертвоприношение в виде куска ткани или бисерной низки». Старинным способом погребения было помещение умершего в "большую берестяную куженьку", состоящую из верхней и нижней половин. Другим способом попадания в нижний мир было захоронение в лодке. У северных хантов "прежде покойника закрывали берестяным полотнищем, которое скрепляли с лодкой, сшивая кедровым корнем".
Верховным божеством обских угров был Нуми-Торум, бог неба, создавший и посылающий на землю дневной свет. В культовых ритуалах с ним ассоциировался белый цвет, возвышенность, береза, как священное дерево. Береза связывала средний мир с верхним и К.Ф.Карьялайнен отмечал: "Васюганец представляет, что на небе березовый лес и свои дары солнцу, небу, ветру и небесным духам привязывает к березе".
Священным деревом жены Нуми-Торума – Калтащ-эквы, Иоли Торум Шань («нижнего мира мать», «земная мать»), имевшей облик зайчихи или гуся, была береза. У березы совершались жертвоприношения Калтащ. Связь Калтащ с березой отражена в песне-призывании, обращенной к богине-матери: "Из одного основания семь берез, / Семи берез в основании / Рогатых животных в жертву принесения место, / Там обитает…/ Так обитая, ко всем священным семи концам (земли) /… прислушивается…/На спину животного, спину имеющего (лошадь), она опускается, / В хорошем облике золотистой гусыни опускается…". Облик гуся имеет сын Калтащ – Мир-сусне-хум («Мир озирающий человек»). Согласно преданию, он по указанию отца посадил на берегу Оби березу и основал там селение. На родовом жертвоприношении Тигоновых (р. Ляпин) в снег втыкали три деревца: ель, березу и кедр, изображавшие Мир-сусне-хума, Калтащ и Нуми-Торум.
«Территория расселения манси оказывается как бы поделенной между сыновьями Нуми-торума. Обладая двойственной природой, сыновья Нуми-торума связывают небесный и земной миры. Самый старший из сыновей – Полум-торум – жил на реке Полым (Полум) вместе с женой и детьми. В его ведении находились вся рыба и звери окрестных мест. Полум-торум считался божеством грозным и решительным. Во время борьбы он обращался в огромную березу, которую манси почитали еще в XIX в. Есть легенда, в которой Полум-торуму в облике дерева приносят человеческие жертвы. Так, если человек терял покой и рассудок, он якобы сам прибегал к дереву и добровольно расставался с жизнью. Считалось, что его «призвал» Полум-торум».
Берестяная колыбель, «пережиточно сохранившаяся у разных групп эвенков, эвенов, а на востоке у удэгейцев и орочей»,. вероятно, предшествовала деревянной. Такая колыбель представляла собой сшитый короб. Известно, что изготовлением берестяных вещей занимались женщины, что позволяет «высказать предположение, что эта берестяная колыбель была изобретена впервые женщиной и ею приспособлена к бродячему образу жизни. Деревянная же колыбель появилась намного позже».
Использованные материалы:
- В. М. Келемзин, Н. В.Лукина. «Знакомьтесь: ханты»;
- Мифы народов мира, т. II;
- А.М. Сагалаев. Птица, дающая жизнь (из тюрко-угорских мифологических параллелей)// Мировоззрение финно-угорских народов. /Сборник научных трудов;
- И.Н. Гемуев, А.М.Сагалаев, А.И. Соловьев. Легенды и были таежного края;
- Г.М. Василевич. Тунгусская колыбель. (В связи с проблемой этногенеза тунгусо-маньчжуров).