Деревья
Деревья в мифологии
Деревья в мифологии
Несомненно, что этот праздник прежде всего ритуальный брачный обряд, потому что самосское предание гласило, что Зевс с Герой до брака долгое время жили в тайной любовной связи. ...и в Плате изображение богини отправляли сначала в сокровенную лесную местность, быть может, согласно преданию, о котором рассказывает Плутарх: Зевс похитил Геру и спрятал ее в пещере Кифейрона».
Кора ивы была самым древним источником жаропонижающего средства – салициловой кислоты, которая и в наше время «благодаря ведьмам, которые не дали забыть данное Богиней лекарственное средство», используется в виде аспирина (ацетилсалициловой кислоты). Отвар ивовой коры ценился также и как важнейшее лекарственное средство от ревматизма. Поскольку ива растет во влажных местах, а ревматизм вызывается сыростью, подобное лечили подобным же. Ивовыми жгутами часто связывали расщепленные деревья, через которые пропускали больных грыжей или рахитом детей. Иногда для такого лечения использовали и саму иву, либо специально расщепленную, либо имевшую естественный проем.
В день Сорока мучеников в Алексинацком Поморавье пастух-серб стегал скот ветками вербы и кизила, говоря: «Будь здоров, как кизил, и расти, как верба!», а девушки и парни ходили вместе к зарослям вербы, хлестали друг друга ветками вербы и произносили такое же заклинание. Для обряда вызывания дождя сербы выбирали девочку, называемую додола, и обнажив ее, обряжали в ветви ивы. Додола ходила с веткой ивы в руке от дома к дому и ее обливали с головой водой.
В традиции восточных славян ива (укр. верба) считалась священным деревом. Раз в году в ночь на Ивана Купалу ива украшалась цветами, возле нее жгли костры. По окончании праздника ветки ивы сажали во двopaх. Из ивовой коры делали ожерелья и бpacлeты.
Ветви с вербными сережками освящали в церкви и хранили дома как защиту от молний и всевозможного зла. Сережкам вербы приписывалась особая магическая сила. Освятив в церкви вербные веточки, крестьяне по возвращении домой глотали вербные почки «для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь.
Барбара Уокер указывает, что в кельтской мифологии ива считалась символом богини Арианрод ("Серебряное колесо"), одной из трех мифических королев Британии, почитавшейся одновременно и как девственница и как мать-земля. В "Триадах" она называется одной из трех блаженных (белых) леди Британии. Это – все та же ипостась Белой Богини, тройственной богини Луны. Грекам она была известна «как Гели или Ива. Гели – девственная форма Гекаты, охранявшая обитель муз, гору Геликон. Ее ивовый венок являлся космическим символом, связанным со звездами. Созвездие Большая Медведица... именовали Лигодесмой, т. е. «связанной ивой», потому что руки ее были перевиты ивовыми ветвями».
Иву остролистную (Salix acutifolia) называют в народе вербой, Красной вербой, красноталом, шелюгой красной. У вербы крупные цветочные почки, когда лопается красноватая тонкая пленка, на свет появляется серовато-белый пушистый комочек. Потом он покрывается зеленовато-желтыми мелкими цветочками и начинает напоминать крохотного цыпленка. Верба - первое дерево, которое зацветает в Средней полосе России. Последнее воскресенье перед Пасхой называется Вербным воскресеньем. В этот день церковь ослабляет строгий пост разрешением употреблять в этот праздник вино и рыбу.
На севере Евразии кедр считался погребальным деревом. Предки селькупов хоронили своих умерших на вершинах кедров. Считалось, что «если человек умер, но может быть оживлен, то труп его находят не на кедре, а на лиственнице, т.е. дереве жизни. Если же труп захоронен на кедре, это значит, что смерть унесла человека безвозвратно». Из кедра селькупы изготовляли преимущественно лодки (обласки). Почитание кедров выражалось в привешивании к их ветвям ленточек из материи, служивших жертвоприношением духам этих деревьев. "На березы и лиственницы вешали светлые ленты, на кедры – темные".
Снисаренко поясняет: «Часть северо-восточного побережья Африки называлась страной афер, а ее жители аферами (народность данакиль). Это была одна из самых крупных перевалочных баз. Месопотамцы могли доставлять туда бахрейнский кедр. Те, кто перекупали кедр, называли его «деревом афер», им не было дела до того, где произрастало это дерево. Иудеи брали кедр на ливанских горах, поэтому упоминание дерева «гофер» явно свидетельствует в пользу шумерийского варианта легенды о потопе».
В Шумере, согласно Якобсену, кедр выступал материнским деревом. Оплакивание Думузи начиналось во время его праздника около священного кедра в храме Эанна в Уруке. Ритуал, связанный с культом Даму, тоже "начинался с погребальных плачей, исполнявшихся у священного кедрового дерева, произрастающего на огороженном участке храма Эанна в Уруке. …Этот священный кедр не только отмечал место рождения бога, но сам считался его матерью… Согласно бытовавшим представлениям, бог воплощал в себе живительный сок, дремлющий в тростниках и деревьях на протяжении сухого сезона, однако просыпающийся, к величайшему облегчению и радости земледельца, вместе с подъемом воды в реке». Даму считался «сыном» пашни Ураш и бога река Энки, потому что сок любого растения «берет начало от орошения речными водами, от Энки, увлажняющему пашню, и от Ураш...».
Уже на заре египетской истории кедровый строевой лес привозили в бедную деревом страну на Ниле из Ливана. Египтяне использовали древесину кедра для строительства кораблей, изготовления мебели, саркофагов, кедровая смола использовалась для бальзамирования. Священная барка Амона ("сокрытый") – «Солнечная ладья» была сделана из кедра. «Папирус времен Рамсеса XII ~1118-1090 гг. до н. э. повествует о путешествии в Библ египетского жреца и вельможи Унуамона за горноливанским кедром для обновления священной барки Амона.
Кенида означает «новая». Ставшая мужчиной Кенеем, она добилась таких военных успехов, что лапифы избрали ее своим царем. Возгордившийся Кеней установил на рыночной площади «копье и заставил людей приносить ему жертвы, как богу, и не почитать больше никаких богов» . Узнав о высокомерии Кенея, Зевс стал подстрекать кентавров, чтобы они убили его. На свадьбе Пирифоя они внезапно напали на Кенея, но он оставался невредимым, потому что оружие отскакивало от его заговоренного тела. Тогда кентавры стали бить его по голове стволами еловых деревьев, пока не вогнали в землю, а затем сложили над ним огромную поленницу.
Тевтонская традиция украшения елки возникла во времена празднования святок вместе со свечами, подарками и жертвенной свиньей с яблоком во рту. Но в ней прослеживаются и языческие элементы из Южной Европы. Жрецы Аттиса, называемые дендрофоры, т. е. "носители деревьев", ежегодно выбирали сосну в священной роще (pinea silva) для внесения изображения бога в храм. В обязанности дендрофора входило украшение дерева для жертвоприношения. Возможно, отсюда возникла традиция украшать рождественское дерево (елку) изображениями людей, например пряничными человечками".
Ель – символизирует мужество, достоинство, верность, долголетие и соотносится с идеей вечной жизни. Все эти качества, приписываемые ели, придавали еловым ветвям характер оберега и апотропея. Мифологические представления о ели сохранились у восточных и западных славян. На Руси свадебный каравай украшали столбиками-«елочками» из теста, использовали узор в елочку. На Украине в канун купальской ночи, чтобы уберечь скот от болезней, еловые ветки втыкали перед воротами, перед хлевом, в стреху крыши и другие места. Поляки при первом удое молоко процеживали через еловые веточки, чтобы оно не испортилось. В Белоруссии при закладке дома освященные еловые ветки подкладывали под все четыре угла, чтобы предохранить его от грома. Там же, в целях предохранения от грома и ветра, еловые ветки втыкали в крышу и в стены, для сохранения от бури привязывали к яблоням, клали в подпол – «чтобы буря не тронула».
Геба считалась дочерью Зевса-Юпитера и была богиней вечной юности, исполнявшей обязанности виночерпия на пирах богов. Культ Гебы существовал во Флиунте на Пелопоннесе. На акрополе Флиунта росла кипарисовая роща и находился «очень древний и чтимый храм; богиню, которой посвящен этот храм, древнейшие писатели называют Ганимедой, позднейшие Гебой».
Описывая культ Гебы, Павсаний сообщает: «Среди знаков почета, которые флиасейцы воздают этой богине, величайшим считается то, что она имеет право оказывать покровительство прибегающим к ней с мольбой о защите ( рабам): молящим предоставляется здесь неприкосновенность, и рабы, закованные в цепи, избавившись от них, посвящали свои оковы богине, вешая их на деревья этой рощи».
В Южной Европе и Юго-Западной Азии кипарис имеет двойственную символику. С одной стороны он считается символом смерти, отчаяния и вечного горя, с другой – возрождения и бессмертия души, символом радости и милости. С древнейших времен кипарис был культово-символическим деревом, и лишь позднее он был поставлен в связь с культами подземного мира. В античной традиции кипарис уже рассматривался как дерево траура, посвященное богу подземного царства и эриниям. На этом основании его стали часто высаживать на могилах.
В японской культуре сосна считается "одним из трех друзей зимы, наряду с бамбуком и цветком сливы, и называется matsu-no-ke. На Новый год японцы раскладывают сосновые ветки вокруг своих дверей для привлечения удачи, поскольку сосна считается временным пристанищем богов, спускающихся на землю. В Японии верили в то, что при нисхождении на землю боги спускаются на верхушки сосен (и других высоких деревьев), растущих в горах, которые связывают землю с Такама-но хара - обиталищем богов на небе.
Сосна, кипарис и ива занимали особое место в обрядовой жизни корейцев. Особым почитанием пользовались сосна и кипарис – «с ними были связаны представления о королевских предках». С древних времен в Корее существовал обычай высаживать на могилах сосны и кипарисы, «чтобы придать духу умершему силу и тем самым спасти тело от разложения». Гробы изготовляли из сосновых досок с целью сохранения останков умершего, а поминальные дощечки – из кипариса. «Посох из сосны в траурных обрядах символизировал мать-землю» и «с его помощью шаманка (муданъ) прорицала и говорила от имени умершего. Сосна выступала не только как вместилище души, но и (в поэзии) как воплощение самого умершего».
Это безумие продолжалось до тех пор, пока Дельфийский оракул не объявил, что их жизни требует Эригона. "Виновных в гибели Икария пастухов нашли и повесили, потом учредили ныне отмечающийся праздник вина с жертвенными возлияниями в честь Икария и Эригоны". На этом празднике к ветвям деревьев привешивали маски, которые качались на ветру. "Образ собаки Меры был помещен среди звезд, и она стала звездой Малый Пес. Поэтому некоторые, - пишет Грейвс, - отождествляют Икария с Боотом, а Эригону – с созвездием Девы".
Сосна символизировала многих богов-спасителей, включая Аттиса, Диониса и Осириса. Храм Осириса в Дендере «украшало изображение самого бога среди сосен». Обычно сосновые шишки «символизируют мужские половые органы», особенно если вместе с ними присутствует лотос. Ассирийцы часто изображали на орнаменте попеременно лотос и сосновую шишку, используя этот мотив как символ плодородия.
Несмотря на широкое распространение сосны в Европе, это дерево не играло существенной роли в народных верованиях. Скорее, на первый план выходила польза, извлекаемая из сосны: из ее смолы добывали (и добывают) сухоперегонный скипидар, сосновую сажу и вар, а также терпентин. Однако в эпоху Возрождения сосновые шишки становятся излюбленным узором декора колонн, урн, гробниц и даже храмовых башен.
Живет лиственница от 600 до 1000 лет и может достигать диаметра в 2, 5 м у основания и высоты до 50 м. Древесина лиственницы очень стойка к сырости и поражению грибками. В воде лиственница может находиться многие столетия, от этого ее древесина становится только тверже. На старых деревьях можно встретить трутовики, или лиственничную губку. Эвенки использовали ее для умывания и стирки белья. Лиственничное мыло дает обильную пену, легко смывая грязь. Из губки также готовили насыщенную красную краску для тканей. По содержанию смолистых веществ лиственничная губка не имеет себе равных. До революции ее в большом количестве вывозили за границу, и сейчас она продолжает быть предметом экспорта. В Древнем Риме "белый агарикус" — так называли римляне лиственничную губку — применяли как ценное лекарственное сырье.
Воплощающий собой идею бессмертия – смерти и возрождения, - тис тесно связан с руной Эйваз, в графическом начертании изображающей магический двухконечный жезл жизни и смерти. Считалось, что высаженные вокруг могильников тисы не только защищали умерших, но и служили средством прохода в мир умерших. В древних шаманских традициях сжиганием коры, листьев и смолы тиса добивались изменения состояния сознания, позволявшее проникнуть в мир иной.
Тис является одним из немногих вечнозеленых растений Британии и часто высаживается во дворах церквей как символ смерти и воскресения; в средние века, когда ветки тиса использовались вместо пальмовых ветвей, последний день великого поста называли «тисовое воскресенье». «В Британии говорят, что тисы в церковном дворе протягивают корни ко рту всех трупов». Считалось очень нехорошей приметой спилить растущее в церковной ограде тисовое дерево, либо сломать или повредить его ветви. Так же, говорят, нехорошо вносить тисовые ветви в дом, и в большинстве случаев люди избегают включить их в число вечнозеленых рождественских украшений.