Травы
Травы в мифологии
Травы в мифологии
С учетом этой версии и известной ценности тканей, производимых египтянами из льна, в новом свете предстает гипотеза о путешествии греческих аргонавтов в Колхиду вовсе не за золотым руном, а за секретом получения тончайшей пряжи из льна, или за семенами того льна, ткань из которого ценилась на вес золота!
Римское название культурного льна произошло от кельтского lin — нить, так как примечательно это растение тем, что из его волокон получают нити. Отсюда греческое «линон», английское «линен», ирландское и норвежское «лин», латышское «лини», литовское «линай», древнепрусское «линно». Видовое название этой травы (Linaceae) обозначает превосходную степень от слова «полезный» и в буквальном переводе имеет смысл «наиполезнейший», говорящий о высокой значимости льна в производстве нитей и ткачестве.
Красноватые пятнышки на листьях некоторых видов зверобоя и кроваво-красный цвет, выступающий при растирании его семян и цветков, обусловили другую группу названий, связанную с кровью: Иванова кровь, заячья кровь, кровь Исуса Христа, красная травица, молодецкая кровь, кровавник. Это свойство растения использовалось в любовных гаданиях: парни и девушки скручивали в руках стебель зверобоя и смотрели какого цвета выступит сок: если красный, значит, любит, если бесцветный – не любит.
Зверобой – многолетний полукустарник с мелкими цветочками ярко-желтого цвета. Окраска цветков и зацветание в июне сделали это растение синонимом дня летнего солнцестояния, которое церковь связала с Иоанном Крестителем, откуда и появились у зверобоя названия святоивановская трава, иванова трава, трава святого Джона (англ.) и др.
Согласно другому верованию, он процветает самым лучшим образом, если его посадит женщина, которая крепко держит в руках свое хозяйство и мужа. Если на огороде супругов рос шалфей, это было верной приметой, указывающей кто в доме хозяин.
Во многих районах Англии шалфей считается счастливым растением, увеличивающим мудрость и укрепляющим память.
В некоторых регионах полагают, что дикий шалфей занесли в Британию римляне и распространили по всей стране во время своих военных походов.
В русской традиции чертополох по своим магическим свойствам считается растением-оберегом. Путники запасались в дорогу вощанками (тканью, пропитанной воском), в которых сварен был чертополох. Для этого на святках чертополох предварительно кладется на семь дней и ночей под подушку. На последнюю, восьмую ночь святок, приносят его к «старушке переходнице. Она варит его, с особенными обрядами, с воском и ладаном. Вываренная вощанка зашивается в ладанку». Считалось, что носящий ладанку защищен в пути от происков нечистой силы.
Считалось, что съеденная в сыром виде рута изгоняет все яды, а отвар быстро выводит из запоя. Предварительно выпитый, он позволяет вообще не пьянеть. Кроме того рута считалась эффективным средством при укусах змей и всяческих ядовитых животных. Противостояние руты воздействию проглоченных ядов использовал понтийский царь Митридат VI Евпатор, который из страха быть отравленным принимал каждый день противоядие, в состав которого входила рута. Это позволило его организму приобрести такой иммунитет, что когда сам Митридат попытался покончить жизнь, приняв яд, попытка потерпела неудачу.
Цветёт рута в июне-августе, источая тяжёлый и не очень приятный аромат, чем и объясняется это название. Однако в засушенном виде рута имеет приятный аромат, напоминающий аромат розы. Основная масса листьев остается зеленой зимой. По вкусу зелень руты напоминает лук и чеснок. В качестве пряности используют листья руты, так называемую "траву", собираемую обычно до цветения растения - до июня. Молоденькие листочки руты употребляют в салаты.
Как пряность тимьян используют как в высушенном виде, так и свежим. Чай и мази из тимьяна с давних пор используются в медицине. Тимьяновое масло является антисептическим средством, но в то же время очень ядовито.
Однако главная примечательность этого растения кроется не в его пищевой ценности. "Слово «тимьян» греческого происхождения и означает «совершить жертвоприношение», так как греки использовали это растение для изготовления благовоний для храма". Отсюда синонимами названия этого растения являются фимьян, фимиам, фимиамник. Применялся тимьян-фимьян в особом виде жертвоприношения, заключавшемся в сжигании благовоний.
Гигантские стебли фенхеля были посвящены творящим огонь богам, таким, как Прометей. Легенда гласит, что он принес огонь людям именно в стебле фенхеля. Миф, изложенный Гигином, гласит:«Люди прежде просили огонь у бессмертных и не умели долго сохранять его. Потом Прометей принес его в стебле фенхеля на землю и показал людям, как сохранять его, засыпав золой. За это Меркурий по приказу Юпитера приковал его железными гвоздями к утесу на горе Кавказ и приставил к нему орла, который выедал его сердце – сколько он днем съедал, столько ночью отрастало».
В Англии это растение называют «кошачьим хвостом» и считают хорошей приметой найти камыш с зеленой головкой. Камыш на Британских островах считался счастливым растением, обладающим целебными и защитными свойствами.
В Египте и Ветхом Завете камыш называли тростником и считали, что из этого растения была сделана корзинка, в которой лежал младенец Моисей. Сюжет с отправлением младенца в тростниковой корзине по речным водам весьма популярен. В греческой истории он связан с Главкой, родившей солнечного героя от Аполлона, в аккадской – с будущим царем Саргоном. В римской – близнецов Ромула и Рема тоже в тростниковой корзине отправляют по волнам Тибра.
Это растение широко использовалось как кровеостанавливающее, и в Шотландии так и называлось - «кровоостанавливающая трава», иногда его называли «кровоносом» или «кровавой травой» и использовали для остановки носового кровотечения. Тысячелистник был также известен под названием деревей и с его помощью, наоборот, могли вызвать кровотечение из носа. Для этого его надо было засунуть в нос и поковырять. Девушки в Восточной Англии использовали это средство для любовного гадания: если кровь прольется, милый любит, если не выступит ни капли, значит, он равнодушен к девушке.
С этим растением связано много суеверий. Так, средневековые путешественники считали, что имея при себе полынь, никогда не устанешь в пути. Это верование восходит, по меньшей мере, к первому веку до н. э. и живо было еще в семнадцатом.
Считалось, что полынь защищала от колдовства и от молнии. На о. Мэн бытовало представление о том, что ведьминские козни предотвращала полынь, собранная накануне дня летнего солнцестояния. Кроме того в день летнего солнцестояния под корнем полыни можно было выкопать либо в полдень, либо в полночь особый уголек, который якобы защищал того, кто носил его, от чумы, чирьев, горячки и лихорадки. Плиний сообщал, что ношение при себе полыни делает человека вообще неуязвимым для ядовитых веществ, диких зверей и последствий солнечного удара. Но большинство суеверий, связанных с полынью, были связаны с глазами. Так, считалось, что если посмотреть на пламя костра, зажженного в честь летнего солнцестояния, сквозь пучок полыни, это обеспечивало хорошее зрение в течение года. В Германии и Богемии молодые люди надевали шапочки из полыни, сквозь которые глядели на пламя костров Иванова дня, чтобы сохранить свои глаза в порядке до конца года.
В Древнем Риме поклонялись богине Менте, Менс, олицетворявшей человеческий разум. Считалось, что эта богиня обладала древней мудростью, тайной жизни и смерти. Так же как и греки, римляне считали, что она погибла от рук Персефоны, разорвавшей ее на части из ревности.
Папоротник - одно из самых древних растений на земле. В Мезозойскую и Палеозойскую эры это растение представляло собой огромное дерево. Учёные считают, что именно спрессованная древесина древних папоротников и стала основным образующим материалом каменного угля. В современном мире существует огромное количество разнообразных папоротников. Среди них есть лекарственные, съедобные и ядовитые.
Папоротники всех видов связывались в народном сознании с громом и молнией и, следовательно, защищали дом, в котором люди находились во время грозы. В Англии, хотя их иногда и называли «кустами дьявола», но тоже считали, что развешенные по стенам, они защитят дом от молний. В прошлом было очень широко распространено мнение, что если срезать или сорвать папоротник, пойдет дождь, а в некоторых местностях верили, что этим действием можно даже вызвать бурю. В 1636 г., когда король Карл I собирался посетить Стаффордшир, его гофмейстер лорд Пемброк направил верховному судье этого графства просьбу, чтобы во время королевского визита не жгли папоротники, дабы не испортить погоды.