Шаман индейского племени сапотеков через четыре дня после последнего сбора грибов обращается к «Силам» с просьбой о грибах: во-первых, к Земле, во-вторых, к Богу-Отцу, в-третьих, к Троице, в четвертых, к Великому Удару Молнии, который выращивает грибы и снабжает их кровью. Четырехдневный срок и количество адресантов соотносятся с четвертым днем недели, посвященным в индоевропейской традиции громовержцу, с русской поговоркой «после дождичка в четверг».
Появление грибов зависело от громовника. Поскольку гриб мог служить продуктом питания, с просьбами о том, чтобы на земле выросли грибы, следовало обращаться к владыке грома и молнии. Отголоском этого верования является детская игра, зафиксированная в Ягнобской долине (Таджикистан): «весной мальчишки валялись по земле, выкрикивая имя Громовника или названия грибов, пытаясь тем самым вызвать рост последних. При этом дети иногда пели песенку, обращаясь к Громовнику (Камбару): «Камбар, Камбар, выпусти воду! Молоко и масло коровье выпусти!»
Тесная связь появления грибов, насекомых, червей и других хтонических существ с громом и молнией выразилась в представлении обитателей Ягнобской долины о Великой матери, вытряхивающей вшей из своих шаровар (встряхивание = гром). При падении на землю вши превращались в грибы. Известно также о существовании представления о том, что гром возникает при рождении на небе божества.
Первый весенний дождь в Ягнобе отождествлялся с молоком. Считалось, что от этого дождя-молока, текущего из грудей Фатимы и Зухры, вырастают грибы белого цвета
В мифологических представлениях орочей духом-хозяином ветра, грома и молнии был огромный змей с лапами и крыльями – бесполый Агды. Считалось, что если молния - Агды талинайни (досл. «вспышка Агды») ударит в землю на открытом пространстве, в хвойном и березовых лесах, то на этом месте появятся метки Агды – грибы-дождевики Агды тоони (досл. «огонь Агды»).
У меланезийского племени ватут происхождение грибов связывается не с громовником, а с Месяцем: для того, чтобы выросло много грибов, с появлением молодого месяца предпринимается следующее магическое действие: маленький ребенок садится на землю, закрывает лицо руками и начинает перечислять названия съедобных грибов. Ему помогают мать с сестрами. Теперь грибы обязательно вырастут в изобилии.
Использованные материалы:
- Е.В. Антонова, Л.А. Чвырь. Таджикские весенние игры и обряды и индо-иранская мифология //Фольклор и историческая этнография;
- С.В. Березницкий. Мифология и верования орочей;
- Ю. Березкин. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам.. Аналитический каталог.