В Фивах поклонялись нескольким ипостасям Амона: в Луксоре - Амону Луксорскому (Аманапету), в Карнаке – Амону Великому. «В повествовании Ун-Амуна о его путешествии в Библ говорится об Амоне Дорожном». Его древней супругой была Амаунет, имя которой «похоже, просто означает «Та Амона, жена Амона». Она упоминалась вместе с Амоном в Текстах пирамид и входила вместе с ним в гермопольскую огдоаду», и, что «любопытно, она всегда носит корону Нижнего Египта. Ее также называют Nebt-taui, или «Госпожой обеих стран». Когда Амона в Фивах объединили в триаду с коршуноголовой Мут и лунным богом Хонсу, «его древняя супруга, Амаунет, стала очень непонятной личностью».
Мут («Мать») была локальной богиней озера Ашеру, находившегося чуть южнее Карнака и как большинство египетских богинь не имела характерных признаков, поэтому она «нередко представлялась то как Сехмет, богиня Мемфиса, то как Бастет, богиня Бубаста». Лунный бог Хонсу имел титул «Хонсу в Фивах, прекрасный ликом». У него было несколько ипостасей, из которых наибольшей популярностью пользовался «Хонсу, определяющий судьбу». Имя этого бога "похоже, означает "странник, скиталец" и, возможно, по этой причине греки идентифицировали его с Гераклом".
Во время праздника статую Амона выносили из храма и помещали на барку, откуда божество, воплощенное в статуе, изрекало свою волю, решало спорные дела, вещало оракулы. С большой охотой царь богов разрешал важные государственные вопросы. Способ, к которому бог прибегал, чтобы выразить свою волю, остался невыясненным. Возможно, как предполагают некоторые египтологи, статуи были подвижными и управлялись жрецами. Когда же вопрошаемого бога вносили на носилках, если статуя наклонялась вперед – это был знак согласия, если отклонялась назад или отступала – ответ был отрицательным. При храме Амона "находилась тюрьма со стражниками-меджаями, всегда готовыми исполнить повеления бога".
Два праздника были связаны с культом бога Амона. В течение второго и третьего месяца разлива, когда стояла самая высокая вода, справлялся веселый всенародный праздник Опет. Центром праздника был храм Карнак (древ. Ипет-сут, Опет). Из хранилищ извлекались переносные ладьи фиванских богов. «Самой большой была ладья Амона. Ее легко узнать по двум бараньим головам – на носу и на корме. Ладью богини Мут украшали две женские головы с головными уборами в виде грифов, потому что имя супруги Амона писалось с иероглифом "гриф". Третья ладья с головами соколов принадлежала Хонсу». Носильщики проходили аллею сфинксов с бараньими головами, неся эти ладьи на плечах до воды.
Еще раз священная ладья Амона спускалась на воду во время праздника Долины, но он отмечался в течение всего десяти дней. «Фараон выходил из дворца в таком же парадном одеянии в сопровождении носителей зонта и слуг. Перед тем, как войти в храм, он надевал роскошную набедренную повязку и один из самых богатых головных уборов, который состоял из солнечного диска, перьев, уреев, рогов быка и рогов барана. Он приглашал Амона посетить храмы левого берега. Главным его местом отдохновения будет гипостальный зал Рамессеума. Там к царю богов явятся боги-покровители мертвых». Таким покровителем был признан обожествленный фараон Аменхотеп I. Его статую жрецы переправляли в ладье к священной барке Амона. «Когда оба бога встречались, совершались церемонии во славу всех бесчисленных мертвецов, покоившихся в недрах Западных гор".
Использованные материалы:
- М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
- М. Мюллер. Египетская мифология;
- Пьер Монте. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.