Вода является природной стихией для гиппопотама, на суше это животное чувствует себя неуютно и стремится вернуться в воду, невзирая на любые препятствия. Одна из любопытных черт поведения гиппопотамов – мирное сосуществование с крокодилами, хотя новорожденные детеныши могли бы быть лакомой пищей для этих хищников. «Остается предположить, - заключает Улла-Лена Лундберг, - что сосуществование основано на равновесии террора: крокодил глотает детеныша гиппопотама, а его взбешенная мамаша хватает в свою огромную пасть крокодила". Самка гиппопотама рожает всего одного детеныша, но забота о нем и защита его жизни создали ей славу защитницы материнства. Помимо Фив культ богини-гипопотама существовал в северо-западной Дельте, в номе Папремис, в Фаюме и Оксиринхе, где был храм богини Таурт. Она была милосердной богиней и стала «госпожой талисманов». Амулеты, представляющие глиняную фигурку бегемотихи, покрытую лазурью, пользовались большим спросом, считаясь «профилактическим средством при родах».
Таинственная обитель богини плодородия и вынашивания потомства Таурт представлена «созвездием, которое мы в наше время называем Драконом», а часть созвездия Дракона называлась у египтян Крокодилом. При описании звездных ритуалов в «Текстах пирамид» и во многих астрологических рисунках более позднего времени, это приполярное созвездие имело «"швартовочный столб", от которого отходила веревка или канат». На круглом зодиаке из дендерского храма Таурт стоит почти в центре, с крокодилом на спине, опираясь на этот «швартовочный столб».
Позднее Таурт была известна как Рерт, бегемотиха, обитающая в «доме младенца». Эта богиня-гиппопотам под именем Ререт упоминается в тексте «Исида и семь скорпионов», целью прочтения которого было магическое обеспечение защиты от укусов скорпиона: «Богиня Ререт, богиня Хат и бог Бэс защищают твои члены». Она изображалась тоже в виде самки гиппопотама, с раздутым животом (символ беременности) и отвислыми грудями с длинными сосками, т. е. тоже была связана с материнством и судьбой детей. Любопытно, что имя ее означает «свинья», и она являлась для египтян персонализацией прожорливости и обжорства. Ререт, как и Таурт, часто изображалась с крокодилом, распластавшимся на ее спине от головы до хвоста, но в отличие от Опет, у нее не было собственного храма.
Известно, что в Древнем Египте проводили празднование хеб-седа, во время которого царь совершал обряд, который должен был магическим образом восстановить и обновить его силы, что являлось гарантией плодородия в природе и достатка в стране. «Во время празднования хеб-седов, по-видимому, был обряд, при котором царь поражал гиппопотама (или его изображение)… олицетворявшего собою, очевидно, божество смерти, в полном соответствии с тем, что в египетских мифах и ритуалах гиппопотамы и крокодилы постоянно являются олицетворением смерти, преисподней и, соответственно, противниками солнечных божеств, носителей жизни".
В загробном суде Осириса фигурирует "страшное чудовище – полульвица, полугиппопотам с головой крокодила, сидящая перед Осирисом на высоком табурете и носящая имя Амамат, что означает "Пожирательница". У нее не было собственного культа, ей никогда не поклонялись, потому что она была олицетворением того, чего страшились египтяне – «второй смерти», которая наступала в том случае, если чудовище в наказание за совершенные грехи пожирало сердце умершего, перевесившего своей тяжестью перо Маат на чашах весов загробного суда.
Использованные материалы:
- Улла-Лена Лундберг. Острова в сердце Африки;
- Макс Мюллер. Египетская мифология;
- А. Видеман. Религия древних египтян;
- М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
- У. Бадж. Легенды о египетских богах;
- Плуиарх. «Об Исиде и Осирисе»;
- М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта.