«Первобытный бог был неотъемлемым атрибутом семьи», но у главного города нома тоже был свой божественный покровитель и охранитель, и каждый египтянин чтил не только семейного бога, но и городского, и общегосударственного, живым образом которого на земле являлся фараон. Многие из этих семейных и деревенских божеств-покровителей так и не превратились в настоящих богов и не обрели постоянного культа, однако существенного «различия между маленьким деревенским божеством, чьим святилищем была хижина из соломы, и «великим богом», имевшим величественный храм», не существовало. Дух или божество, защитник и охранитель первоначально только одной семьи и ее собственности, постепенно с ростом деревни или ее политического успеха, мог продвинуться до положения «великого бога», правившего сначала городом, потом целой провинцией, подчинявшейся этому городу, и, наконец, мог «достичь» уровня, при котором становился объектом почитания всего Египта. Однако при всем развитии религиозных представлений «изначальная идея городского бога», отражавшая «полупримитивные представления о Боге», постоянно присутствовала в египетской религии. Ознакомление с древними местными богами выявляет, что большая их часть ведет свое происхождение от местных духов, и столицы номов первоначально являлись местом обитания «особого великого божества или группы богов, которые были хозяевами и защитниками этого округа».
Древние рисунки хижин или лодок сопровождаются символами, среди которых «мы узнаем сокола, слона, солнечный диск, стрелы, скрещенные на шкуре животного, очертания дерева и горы. Многие из этих символов сохранились до самого конца египетской цивилизации, став именами номов или провинций», другие, такие как «солнечный диск, человеческое лицо, скорпион, слон и некоторые растения... не были унаследованы номами». В древности эти символы служили для «обозначения и идентификации племен», и были необходимы для определения принадлежности отдельных семей к одной и той же этнической группе. В Египте 5-го тысячелетия эти символы-тотемы являлись отражением «обычного африканского язычества». Однако приблизительно в 4000 г. до н. э. в Египте началась новая эпоха, первым признаком которой было разделение территории на участки – номы, и объединение отдельных семей в общину в границах каждого нома.
Многие символы отражали кочевое прошлое племен, перешедших к оседлому образу жизни. Так, в Верхнем Египте символом II нома являлся сокол, символом VII – систр с коровьей головой, символом IX – «удар молнии». Фисташковое дерево являлось символом XIII нома, а пальма – III. В Нижнем Египте символом 3-его нома был сокол, а две скрещенные на шкуре животного стрелы были символом 4-го, 5-го и 6-го номов. Большая часть символов и божеств-покровителей вела свое происхождение из глубокой древности, но в Тинитский период к ним добавились новые символы: «борзая (?) Сета, пес (или волк), ибис, сокол Запада, слиток (?), именуемый эмблемой Востока, и кусок мяса. Эти символы стали эпонимами XI и XVII номов Верхнего Египта, а также 2-го, 3-го, 15-го и 20-го номов Нижнего Египта». Древний дух-покровитель, ведущий свое происхождение от тотема клана, став богом города, приобрел черты антропоморфного облика. Возникли гибридные фигуры: шакал с человеческим туловищем, змея – человеческой головой, антропоморфная богиня с львиной головой и т. д. Сокол, Ибис, Волк, Львица и др. перестали восприниматься как прародители, тотемы, их образы приобрели новый смысл, превратились в «живое воплощение на земле того или иного бога».
В некоторых случаях не наблюдается видимой связи между символом нома и его богом-покровителем. Так, в Верхнем Египте V ном, символ которого Два Сокола, принадлежит антропоморфному богу Мину, чей фетиш – «Удар молнии», VI ном Крокодила принадлежит богине Хатор в образе коровы, XV – Заячий ном принадлежит ибису Тоту, а покровителями XIII и XIV номов – Фисташкового дерева – являются волк Упуат и корова Хатор. Такую же картину противоречия между символом нома и его божеством-покровителем можно наблюдать и в перечне номов Нижнего Египта. Иногда изобразительный знак символа свидетельствует о соперничестве «между первыми обитателями и богами-узурпаторами, принесенными новыми поселенцами». Так, символ IV нома в Верхнем Египте – Крокодил «в исторический период изображался с воткнутым в глаз ножом – то есть убитым или покалеченным после битвы». В некоторых случаях местные божества продолжали сохранять свое значение благодаря близости с более могущественным богом, - превратившись в его супругу или ребенка. Некоторые боги даже не имели собственных имен и их называли по месту поклонения. «Так, имя богини в образе кошки Убастет означает только «Та, что из города Бубастис», а бог Хентиментиу («Первый из жителей Запада», то есть умерших) «похоже, получил свое имя просто из местоположения его святилища неподалеку от некрополя на западе от Тиниса».
Использованные материалы:
- А. Морэ. Нил в египетской цивилизации;
- Макс Мюллер. Египетская мифология.