Способность жаб к выделению яда послужила основанием для связи этих земноводных с колдовством, что и создало им в Европе репутацию преимущественно злых тварей. Считалось, что жабий яд использовался в колдовских зельях и мазях. Так, в XV в. в Аррсае состоялся церковный суд над ведьмами, обвиняемыми в приготовлении подобной колдовской мази. Натерев ею свое тело, ведьмы будто бы приобретали способность летать. "Мазь якобы изготовлялась из жаб, откормленных освященными облатками, украденными из церкви". Подобные представления привели к тому, что в Англии жаба стала считаться посланцем Дьявола и ее старались сжечь. Такого же мнения придерживались и скандинавы: "накануне Иванова Дня, поплясав и попрыгав через костер, они бросали в огонь жаб, чтобы противостоять козням троллей и прочих злых духов, которые в эту ночь якобы выходили на поверхность Земли". Ср. с украинским поверьем о русалках, обращающихся в жаб в канун дня Ивана Купалы. Однако следы древней веры в жабу, как в духа земного и человеческого плодородия, все же продолжали сохраняться. У англичан считалось, что "пепел сгоревшей жабы уже не содержит яда и может использоваться в лечебных целях". У ряда европейских народов "жаба была символом матки", и с целью излечения от бесплодия "скульптуры жаб приносились в качестве жертвенных предметов в места паломничества".
В народных сказаниях сохранились следы почитания жабы в качестве домового, "по-матерински" охраняющего дом и семью, что соотносит образ жабы с предками, в частности, с женскими. Хтонические черты в образе жабы послужили основанием и для представления о ней, как о "хранительнице сокровищ". Естественно, что и сама жаба считалась обладательницей драгоценного чудесного камня. В Англии XV и XVII вв была распространена вера в талисман в виде серебряного кольца с "жабьим камнем". Верили, что "этот камень был найден в голове одной старой жабы и предохраняет своего владельца ото всех ядов, изменяя цвет под действием их испарений". ...В Шотландии «жабий камень» хранили, чтобы уберечь дом от пожара; если же полководец брал его с собой на поле боя, он неизбежно должен был победить Добыть такой камень можно было тем же способом, каким в славянских поверьях добывались лягушачьи косточки для использования в любовной магии: надо было "сунуть жабу в муравейник, чтобы муравьи объели ее до костей; а подлинность «жабьего камня» можно проверить, поместив его в пределах досягаемости жабы: если камень подлинный, жаба тут же подскочит поближе, чтобы его проглотить».
Использованные материалы:
- Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
- Энциклопедия суеверий.