«Строительная» активность, жизнь на воде, свободное передвижение по суше, способность нырять на дно, к заготовленным на зимнее время запасам древесного корма, не могли остаться незамеченными уже с древнейших времен. Подобная хозяйственная деятельность, с одной стороны. "очеловечивала" этих зверьков настолько, что считалось, что бобры не только "строят" подобно людям свои жилища-хатки, но и как люди воспитывают своих детенышей, делают и дарят им игрушки и пр. С другой стороны, связь бобров с водной стихией, способность пребывать под водой - на дне, делала этих зверьков сопричастными Нижнему миру, придавая им сакральный характер.
По мере уменьшения численности, а затем и исчезновения бобровых семей значение их как сакральных животных, связанных с подводным (=загробным) миром угасало и забывалось. Культ бобра у индоевропейцев практически исчез, оставив только воспоминание о бобре, как сыне бога неба и хозяине Нижнего мира. «В славянских народных песнях ‘черные бобры’ соотносятся с корнями ‘Мирового дерева’. В латышских народных песнях ‘божественные близнецы’ пляшут в шкурах ‘бобра’ и ‘выдры’", что позволяет отождествить самих близнецов с бобром и выдрой. Кроме того поющие обращаются к этим животным с просьбой: … Выдры, выдры! Бобры, бобры" Дайте мне свои шкуры!". Возможно, в древности, у славян существовал священный танец бобра, исполнявшийся в песенном сопровождении либо перед началом охоты на этих зверьков для успешного результата, либо после охоты в благодарность за "отданные" шкурки. В иранской мифологии единственным следом почитания этих животных является упоминание о том, что накидка великой богини Ардвисуры Анахиты, связанной с водной стихией, сделана из бобрового меха, а мехом выдры оторочена опушка ее плаща.
Использованные материалы:
- О.Тэннер Бобры и другие обитатели пресных вод;
- Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы, т.II;
- Авеста