Рептилии
Пресмыкающиеся (рептилии) в мифологии
Пресмыкающиеся (рептилии) в мифологии
В почтительном отношении народов Юго-Восточной Азии к крокодилам видны следы культа предка-тотема. Крокодил представлялся существом, причастным Нижнему миру и, как таковый, соотносился с духами умерших, пребывавших в подводном загробном мире.
В качестве тотема рассматривала крокодила народность лаквье, обитавшая в болотистой местности в долине Красной реки во Вьетнаме. Первопредком самих вьетов, считался Лак Лонг куан — Государь Дракон Лак, прообразом которого выступал крокодил.
Представители семейства аллигаторов встречаются во внутриконтенинтальных пресных водоемах. Название «аллигатор» происходит от испанского «аль лагарто» (ящер). 6 из 7 видов этого семейства — миссисипские аллигаторы; единственное исключение — китайский аллигатор. Аллигаторы выкапывают норы, представляющие собой тянущиеся от прудов под корни деревьев тоннели длиной до 6 м, с камерой на конце. Для кладки яиц самки строят гнезда из травы на суше. Перед дождём аллигаторы издают особые звуки — так называемое «крокодилово пение», а в брачный период окрестности оглашаются громким рёвом самцов. К числу аллигаторов принадлежат и разнообразные кайманы, обитающие в Южной Америке.
Макуильшочитль ("пять – цветок"), Шочипилли ("владыка цветов") бог весенней растительности, любви, цветов, веселья, игры в мяч, сын Тласольтеотль. Изображался в виде юноши, сидящим среди цветов и бабочек, со скипетром, увенчанным сердцем. На с. 53 и 72 "Кодекса Борджиа" он изображен с заостренным пенисом в форме ящерицы.
"Обычай татуировки на Гавайях связан был прежде всего с поминанием покойников. … В татуировке полинезийцев и на черепах предков островитян зафиксированы и изображения ящерицы или человека-ящерицы. Изображения животных в татуировке полинезийцев… связаны были , скорее всего, с представлениями о том, что инкарнирующаяся душа предка возвращается на землю, в мир живых, приняв зооморфный вид (бабочки, мухи, юркой ящерицы, красивой рыбки или птицы и т. п.) и возрождается в своем потомстве. Рисунки этих животных (а по тем или иным признакам островитяне "догадывались", облик какого животного примет душа) накалывались на теле человека с целью быстрого внедрения и укрепления души предка в теле его потомка.
Ящерица считалась атрибутом колдуна и была связана с прорицаниями. "Уже в названии пеж гаг (поганый червяк) заключена негативная оценка ее как существа нечистого, а в фольклоре она противопоставляется солнцу, является сторожихой кладов, способна понимать язык птиц и зверей. …Исключительное место в традиционном мировоззрении занимают представления о шеве - духе в виде ящерицы, мышонка, бабочки, червячка, личинки, волоса, комочка шерсти, проникающем в человека и вызывающем различные патологические состояния.
По монгольским мифологическим представлениям земля имеет форму диска или квадрата, углы которого соответствуют 4 сторонам света, и покоится на брюхе гигантского водяного животного – черепахи или лягушки (Алтан Мелхий, «золотая лягушка»), четыре лапы которого соответствуют сторонам света. Иногда водяное животное держит на себе мировую гору. Согласно поздним космогоническим сюжетам, восходящим к мифу о Вишну, демиург переворачивает на спину плавающую в мировом океане гигантскую черепаху или лягушку и водружает на нее только что созданную землю (или сам превращается в черепаху).
На о. Таити считалось, что "черепаха была тенью, или ата, богов, хозяев океана… таитянские святилища, посвященные богу-воителю Оро, отличались от остальных марае тем, что со всех сторон в них закладывали камни, имевшие очертания черепашьих голов. Черепашье мясо у таитян считалось священной пищей богов – есть его могли лишь вожди и жрецы, отправлявшие жертвоприношения богам; на Мангареве черепашье мясо разрешалось есть только жрецам". Связана черепаха была с богом Ронго (Оро) и на о. Раиатеа.