В мифологических представлениях верховых нанайцев в Охотском море жила хозяйка рыбных богатств Доромама, старуха, хранящая в своем жилище рыбью чешую. Когда она бросает чешую в воду, появляется рыба.

Орочи считали, что души  шаманов выковывались из железа небесным божеством. Затем жена бога вынянчивала эту душу шамана, превращала ее в рыбу и выпускала в реку. "Пройдя через различные испытания, душа (уже в человеческом облике) вселялась в избранного человека".

 

Согласно эвенкийским представлениям о вселенной, обитаемая людьми земля опирается на спину гигантской щуки (по другим вариантам –  двух щук или двух окуней). Считалось, что нижняя земля состоит из трех ярусов, а за крайней землей нижнего мира лежит подземное море, по которому и плавают две огромные рыбы, держащие на своих спинах землю. Вход в этот подземный мир охраняют два гигантских тайменя, хвосты которых сомкнуты вместе, а головы направлены  в разные стороны. 

Таймень и щука пользовались особым почитанием у эвенков Подкаменной Тунгуски. По обычаю, рыбак, поймавший тайменя или щуку, должен был вырезать на коре дерева изображение рыбы, равное по величине пойманной рыбе, и смазать это изображение ее кровью. Считалось, что "таким путем он переселял душу священной рыбы в дерево и якобы давал ей возможность вернуться со временем в родную стихию – воду".

В шаманской мифологии эвенков известно представление о матери-звере шамана. Если в этой роли  выступала  рыба - щука или таймень, -  она метала икру, из которой выклевывалась душа-рыба будущего шамана. Бубен у эвенкийских шаманов имел различное назначение: когда шаман предпринимал путешествие в нижний мир,  бубен  служил для него плотом или лодкой. По нему шаман плыл по мифической шаманской реке, пользуясь колотушкой как веслом. При путешествии в верхний мир бубен служил птицей, чаще всего орлом.  Во всех  остальных случаях он был ездовым животным шамана - диким оленем. Когда шаман мысленно отправлялся в нижний мир, он "садился на особый небольшой плот, сделанный из деревянных изображений рыб. У одних эти изображения осмыслялись как рыбы таймени, шаманские духи – сторожа родовой мифической реки, у других в той же роли фигурировали духи-щуки". Бубен при этом  осмыслялся шаманом и присутствующими "в значении старшего и главного из духов-рыб".

Ульчи вносили новорожденного в дом в сумке из рыбьей кожи, а  нанайцы шили для него халатик из кожи 9 пород рыб.

Использованные материалы:

  1. Смоляк А.В. Представления нанайцев о мире//Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (Вторая половина XIX—начало ХХ в.);
  2. В.Н. Басилов. Избранники духов;
  3. А.Ф. Анисимов. Религия эвенков;