Рыбы
Рыбы в мифологии
Рыбы в мифологии
Афродита, богиня любви, вышедшая из морской раковины на берег Кипра, была по происхождению морской богиней, власть которой распространялась на море, землю и небо, зверей, птиц, рыб, людей и богов. При раскопках в Анапе были найдены терракотовые статуэтки Афродиты с зайцем, дельфином, голубем или яблоком. Там же был обнаружен и небольшой бронзовый бюст Афродиты со стилизованными рогами в виде полумесяца, обращенного вверх и тремя перьями мудрости. Заяц, дельфин и голубь – это маркеры трехчленного мира: неба (голубь), земли (заяц) и преисподней (дельфин) и трех стихий – воздуха, земли и воды. Во многих древних религиях рыбы связывались с богинями любви и плодородия. Греческая богиня любви и плодородия, земного и человеческого, была рождена Матерью Водой, одним из образов которой была Рыба. Неудивительно, что в истории с Тифоном Афродита оборачивается именно рыбой. Древние греки почитали рыб священными и воздерживались их есть, полагая, что «тени мертвых снова могут стать людьми, если они войдут в бобы, орехи или рыбу, которые будут съедены их будущими матерями».
В мифах бразильского племени тупари о происхождении людей их вылавливают из воды, где они плавали в виде рыб. У санема только женщин вылавливают в реке, а мужчин вырезают из дерева; у муисков считается, что мужчины вылеплены из глины, а женщины вырезаны из стеблей тростника.
В мифологии сапотеков, проживающих в Мексике, начало всем вещам дала божественная пара Косаана, соотносящийся с солнцем и небом, и Уичаана, соотносящаяся с водой и землей. Уичаана дала жизнь человеку и рыбам.
В мифологических представлениях индейцев нутка, населяющих остров Ванкувер, опорой мира служит кит, лежащий на дне моря.
В мифах алгонкинов о культурном герое Манабозо, родившимся от смертной женщины и западного ветра, описываются все его героические поступки. В их числе главные: похищение для людей огня у солнца, победа, одержанная над Великим Китом и спасение людей от всемирного потопа. Манабозо приписывается создание разнообразных ремесел и искусств, в частности пиктографического письма оджибве. В борьбе со злыми духами он одержал победу, за что был посвящен в тайны знахарских заклинаний, которые он затем передал людям, основав шаманское общество Мидевивин. Совершив все подвиги, он уединился на далеком островке на востоке, где поселился со своей бабкой Нокомис.
Происхождение рыб у меланезийцев из Новой Британии связывается с перволюдьми, братьями-близнецами То Кабинана и То Карвуву, созданными "тем, кто сначала был там". То Кабинана известен своими полезными делами. Создав двух прекрасных женщин из сброшенных на землю двух незрелых кокосов, он совершает следующий полезный поступок: вырезает из дерева рыбу Тум и бросает ее в океан с магической целью - чтобы в нем всегда водилась рыба. И рыба Тум приводит к побережью рыбу Маливаран. То Кабинана с легкостью поймал их прямо с берега, вызвав восхищение у своего брата То Карвуву, тоже пожелавшего научиться такому способу рыбной ловли. То Кабинана научил его, но То Карвуву вырезал из дерева акулу, и эта акула съела рыбу Маливаран вместо того, чтобы привести ее к берегу. Плачущий То Карвуву пришел к своему брату и признался в том, что сделанная им рыба оказалась акулой и не приносит никакой пользы, а только поедает всех рыб. То Кабинана рассердился на брата, сказав, что отныне все их смертные потомки обречены на страдание, потому что рыба, созданная То Карвуву будет съедать и рыб, и людей.
Почитание божества в образе рыбы зафиксировано в той или иной форме у народов, населяющих Кавказ и Закавказье. В армянском искусстве известны рыбообразные каменные фигуры под названием "вишапы". Академик Б.А. Тураев считает, что они относятся к "области урартийской культуры и религии". О том, же пишет и М. Римшнейдер: "Официальный государственный культ сопровождался там [в Урарту - ред.] (конечно, втайне) поклонением рыбообразным фигуркам, очевидно изображавшим бога. Восходят они к натуралистическим изображениям богов, характерным для Передней Азии. В Урарту их использовали, очевидно, в колдовских целях".
Во вьето-мыонгской мифологии существовало представление об Онг Тао, духе земли и домашнего очага. В межсезонье он улетает на небо, и природа в это время отдыхает. Под новый год по лунному календарю совершался ритуал возведения шеста кэйнеу, к которому на обруче прикреплялись вырезанные фигурки рыб – карпов, превращающихся в драконов уносящих Онг Тао на небеса. Вероятно, это вьетский вар. умирающего и воскресающего божества плодородия. В варианте мифа имя духа домашнего очага, объединявшегося с божеством земли Тао Куэном, было Тхэн Беп. Накануне нового года по лунному календарю он улетал на карпе, превращавшимся в дракона, на небо, к верховному божеству Нгаук Хоангу и докладывал о делах дома, в котором обитал.
Для пригималайской и восточной зон Тибета характерно представление о земле, как о материке, плавающем в океане на спине огромной рыбы или черепахи и придавленным для большей устойчивости горой, осью вселенной. У лепча – это гора Канченджунга, у основания которой находится змей Бегша. В Кхаме, который, по преданию, находится над головой рыбы, часто случаются землетрясения, которые объясняются тем, что рыба, устав держать землю, вертит головой.
По представлениям туарегов Нигера луна, олицетворяющая мужское начало, состоит в браке с солнцем, символизирующим женское начало. У супругов есть общий враг - большая рыба Эль Хут, которая пытается их проглотить, и особенно луну. Затмения происходят при нападении большой рыбы на луну. Для того, чтобы напугать ее, женщины хватают все, что может произвести шум: там-тамы, тамбурины, котелки, старые бидоны, а вооруженные ружьями мужчины стреляют в воздух, и все кричат во все горло: «Боже, верни нам луну!».