МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Мифологии

Обзорные статьи по мифологическим представлениям разных народов

Египетская мифология: Гор. Часть 3

Гор и Сет возле фараонаГор из Летополя был Гором Двух Глаз – солнца и луны. На небе время от времени происходили явления, описываемые как нападение бога разрушения Сета на дневное и ночное светила. Особенный страх вызывали затмения. «Египтяне называли это «битвами в небе» (khennumpet), в которых ни один из противников никогда не одерживал верх над другим». Время, предшествовавшее сотворению мира, описывалось как отсутствие неба, земли и битв в небе, время, когда «не было страха, как сегодня, за Глаз Гора».

Плутарх так описывает эти битвы в трактате De Iside et Osiride: «Египтяне говорят, что Тифон (Сет) иногда бьет Гора в глаз, иногда вырывает его, проглатывает его, а затем возвращает солнцу. Удар – это аллегорическое описание ежемесячного убывания луны. Под вырыванием глаза они подразумевают затмение этого ночного светила, которое солнце исцеляет, вновь зажигая его, когда оно выходит из тени Земли». Еще больший страх вызывали у древних египтян затмения Солнечного Глаза. У многих народов древности затмения солнца были связаны со сменой правящего царя, воплощения Солнца на земле. Внезапная тьма, покрывающая хоть и на краткое время светлый лик Солнца была предвестником гибели правителя. Убивая газелей, львов и гиппопотамов, царь действовал подобно Гору и «защищал людей от зла, которое Сет мог причинить им».

Подробнее...

Египетская мифология: Гор. Часть 2

Бог Гор в мифологии Древнего ЕгиптаЗавоевание Верхнего Египта цивилизацией Дельты подтверждается этнологами и археологами. Некоторые  древние таблички, «рассказывают о сражениях между завоевателями с Севера и оседлым населением Долины»,  а Туринский папирус называет этих завоевателей Shemsu-Hor, Слугами Гора. На сосудах, а также на стенах гробниц в Нехене (Иераконполе) «мы видим большие лодки с символами номов» Дельты, среди которых «часто встречается гарпун, эмблема 7-го нома».  Так же и на ручке ножа обнаруживаются изображения кораблей с символом Летополя, 3-го нома Дельты.  Это – свидетельства вторжения Дельты в Верхний Египет.

Столицей царей Севера был город богини-змеи Уаджет, имя которой, превращенное греками в Уто, легло в основу названия города – Буто. Голова Уаджет была увенчана красной короной, и эта красная корона стала постоянной эмблемой царской власти в Дельте. В Буто было два квартала – Деп и Пе, первый был священным городом Уаджет, где стоял ее храм, второй был царским городом Гора (Пе означает «Место» над всеми прочими), где у царя Нижнего Египта было две резиденции – дворец Несер и дворец Ну. Цари Юга создали точную копию царства Буто в верхней долине, основав напротив правобережнего Нехеба, города  богини Нехебт, город Гора на левом берегу и назвали его Нехен (греч. Иераконполь). Основание нового города напротив города царицы юга объясняется тем, что цари и юга, и севера прежде всего «искали покровительства богинь». Отличительным знаком царей Юга была высокая белая корона. В Нехене «стали поклоняться Соколу Гору в том же виде мумифицированной птицы, как поклонялись в Летополе Гору Двух Глаз».

Подробнее...

Египетская мифология: Гор. Часть 1

Бог Гор в мифологии Древнего ЕгиптаГор (Хор) был одним из древнейших богов Египта. «Его почитание в начале египетской цивилизации было настолько всеобщим, что иероглиф ястреба или сокола стал служить знаком классовой принадлежности для всех мужских божеств, точно также как змея – для всех богинь Его имя означает «Тот высокий», оно должно указывать на первоначальную его функцию как бога неба...».  Сокол был его священной птицей.  С самых древних времен «население  ряда номов уже обожествляло сокола», - указывает М.А. Коростовцев.

Археологические находки свидетельствуют о прибытии в долину Нила в додинастический период людей, основавших первую династию фараонов. Источники говорят о том, что Осирис и его сын Гор были последними богами, после которых к власти пришли Слуги Гора (по Туринскому папирусу) или Менес (по Манефону). В течение очень длительного периода между правлением Осириса и Менеса египетский трон занимали предшественники Слуг Гора, поклонявшиеся  богу  в образе сокола, который олицетворял  все небо.  По мнению некоторых ученых великим объединителем обоих земель был не Менес, а Аха («воин»), сын Нармера. Его имя записывалось с помощью иероглифа «сокол», изображавшего эту птицу, сидящей на верхней перекладине прямоугольника и держащей в когтях  щит и грушевидную булаву – оружие пришельцев, навершие которого отличалось от дисковидных булав аборигенов.

Подробнее...

Египетская мифология: Бог Амон. Часть 3

Амон-Зевс - скульптурное изображение эпохи ПтолемеевБогу Амону принадлежали несколько оракулов, один из которых находился в пустыне,  в оазисе Сива. Со всего Средиземноморья съезжались сюда люди, чтобы вопросить оракул о своей судьбе. Греки передавали имя бога  Амона с двумя «н» - "Аммон". Некоторые термины в современных языках происходят от этого имени, например, название вымерших головоногих аммонитов, напоминающих бараньи рога спиралевидной формой своих раковин.  Аммиак тоже получил свое название от латинского sal ammoniacus («соль Аммона»), так как неподалеку от храма Аммона в ливийском оазисе Сива можно было добыть хлорид аммония.

Берберологи и египтологи придерживаются прямо противоположных мнений о происхождении бараноголового Аммона. «Первые считают, что он ливийского происхождения, а вторые увязывают его с египетской мифологией, вместе с которой он якобы и проник в Ливию. Тем не менее доказано, что его культ был введен в Карфагене древними ливийцами, составлявшими, впрочем, большинство жителей столицы пунического государства».  В различных ливийских племенах и в позднее время был широко распространен культ Аммона.

Подробнее...

Египетская мифология: Бог Амон. Часть 2

Бог Амон в египетской мифологииБог Амон очень рано начинает сопоставляться с  гелиопольским верховным богом солнца Ра и, соответственно, обзаводится в Фивах своей эннеадой по подобию гелиопольской. «В лейденском гимне этому божеству говорится: «Эннеада была частью твоих членов... все боги были объединены с твоим телом» (IV, 1-8). Таким образом, фиванская эннеада происходила от Амона, была плотью от плоти его. Эта эннеада, как и гелиопольская, обозначалась словом psdt («девятка», «эннеада»), хотя в состав ее помимо девяти гелиопольских божеств входили Хатхор и Хор и некоторые божества Арманта. Называлась эта эннеада не фиванской, а великой эннеадой Карнака (Iptswtpsdt)».  В "Книге о том, что в преисподней", в  "Книге Врат" и в "Книге пещер" описывается путешествие солнца ночью через 12 помещений, каждое из которых представляет один час ночи. "Солнцебог меняет свой вид, превращаясь из скарабея в мужчину с головой барана в начале путешествия и из мужчины с головой барана в скарабея в конце путешествия".

Подробнее...

Египетская мифология: Таурт

Богиня Таурт в мифологии Древнего ЕгиптаВ Древнем Египте существовал культ нескольких богинь, олицетворявшихся самками гиппопотама. Наибольшей популярностью пользовался культ богини-гиппопотама Таурт, корни которого, по-видимому, находились в Эфиопии. «В самом Египте ее популярность, как и популярность Беса, началась в эпоху Нового царства и усилилась в течение более позднего периода в истории религии Египта...».  В Ипет-сут (Опет), современном Карнаке, существовал в течение нескольких веков, включая греко-римское время, культ ипостаси Таурт – богини Ипет. «Обе богини отождествлялись с богиней неба Нут, с Хатхор, с Исидой».  Причиной столь длительного существования культа богини-гиппопотама было то, что она почиталась родовспомогательницей, покровительствовала «женской плодовитости, а следовательно, была близка каждой семье». Однако в цикл бога Амона, владыки Фив, Таурт не входила, хотя и являлась исконной местной богиней. В эпоху Птолемеев для богини Опет (Апет) в Фивах был возведен небольшой храм. Некоторые полагали, что именно здесь «Апет родила Осириса, тогда как эту честь оспаривал храм в Омбосе».

Подробнее...

Египетская мифология: бог Хнум

Бог Хнум в египетской мифологииБог Хнум (греч. Hnubis)изображался в виде человека с бараньей головой. Он считался владыкой  той территории верхнего Египта, которая прилегала к первому порогу Нила. У первого порога  был расположен остров Элефантина и там, на южной оконечности острова, возвышался храм, посвященный этому богу.  В гимнах Элефантина называется «первым из городов», или же просто «началом». На этом острове было обнаружено кладбище священных баранов. Хнум почитался как бог плодородия, демиург, слепивший на гончарном круге из глины людей, богов и их Ка (двойников). Этого бога именовали «Господин холодной воды»,  и его культ существовал не только на Элефантине, но  и в других местах Верхнего Египта: Иснехе, Шас-хетепе, Гераклеополе.  

В старом варианте мифа о сотворении мира из первозданного хаоса бог Хнум с головой барана и его супруга Хекет с головой лягушки провозглашались «первыми богами, которые были при начале, которые построили людей и сделали богов». В основе этого мифа лежит представление о происхождении «всех вод, включая океан, в мифологическом источнике Нила между скалами Первого порога». Таким образом «Хнум, как "бог-источник",  выступал всего лишь местным вариантом Нуна.  Еще в эпоху Древнего царства представление об этой паре богов было перенесено в Абидос и соединено с мифом об Осирисе. Божественная пара была помещена «у истока», «у места рождения (mes-khenet) Абидоса», что полностью трансформировало ее первоначальные функции.  Первозданная творческая природа Хнума и созидательное начало, присущее ему, стало объясняться исходя из этимологии корня «khonen» - «творить как гончар».

Подробнее...

Египетская мифология: Бог Амон. Часть 1

Бог Амон в египетской мифологииБог в образе человека с головой барана был известен в качестве воплощения нескольких богов, самыми популярными из которых были два верхнеегипетских бога: Амон и Хнум.  Считается, что Амон выдвинулся на первый план, став общегосударственным богом, одновременно с превращением Фив в столицу Египта. Одним из первых свидетельств его культа  в Фивах является наличие имени Амона в теофорном имени фараона XII династии Аменемхата I, означающего «Амон во главе».  Однако  существование этого бога в ипостаси Амона-Ра засвидетельствовано гораздо раньше воцарения XII династии: в Карнаке была найдена каменная статуэтка фараона VI династии Пепи I, на спине которой была высечена надпись - «любимый Амоном-Ра, владыкой Фив».

Результатом исследований английского египтолога Уэйнрайта, посвященных происхождению культа Амона, стал вывод о том, что  он «в основе своей бог неба и грозы», воздуха и ветра, и это объясняет голубой цвет его антропоморфного изображения:  голубой  – цвет неба. «Во многих текстах Амон назван "великой душой", "сокровенной душой", "великой живой душой, что над всеми богами". Как воздух и ветер, душа невидима. Отсюда представления об Амоне как о духе, оживляющем и дающим жизнь". Само его имя означает "сокрытый", "невидимый".

Подробнее...

Египетская мифология: божественная Корова

Обожествление коровы в Мифологии Древнего ЕгиптаНаряду с культом быков существовал и культ коров. Богиня неба Нут (см, Нут) приняла образ коровы, поднявшей в небо  уставшего от пребывания на земле с людьми  бога солнца Ра: «Когда настал рассвет... корова Нут с сидевшим на ее спине Рэ поднялась и стала небом». Этот миф, известный как "Книга Коровы", записан на стенах гробниц фараонов XVIII, XIX и XX династий, Впервые он был обнаружен на стенах гробниц Сети I и Рамсеса III. Рядом с записью находилось изображение небесной коровы. Представление о корове-небе восходит к доисторическим временам.  Согласно древнейшим текстам она поднялась из изначально существовавшего океана. Рисунки изображают Небесную Корову, живот которой украшен линией звезд, а четыре ноги поддерживаются восемью божествами-хех. Вдоль линии звезд изображена ладья, в которой плывет бог солнца. «Представление о том, что Нут несла с собой ладьи богов, когда ее подняли, и что они стали звездами, засвидетельствовано очень рано» (Pyr.785).

Подробнее...

Египетская мифология: Бог-бык. Часть 2

Бог-бык в мифологии Древнего ЕгиптаВ одном древнем папирусе содержался «миф о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами с шерстью разного цвета. Потом по велению верховного бога все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы – в одну черную корову». Культ черного быка Аписа (др.-егип. hr, произносившееся Хап, Хоп) был широко развит в древней столице объединенного Египта – Мемфисе. «Слово «апис» происходит от египетского «хап» с прибавлением греческого окончания «ис». Плодородие земли в Египте, как известно, зависело от Нила, богом которого был Хапи, «что означало «из рода Хап». Это в свою очередь свидетельствует о тесном отношении священного быка Аписа с жизнетворными водами реки». При храме Птаха, покровителя города, почитался живой бык, считавшийся воплощением Аписа, живой душой бога Птаха. У этого быка на лбу и спине должны были быть белые отметины, «напоминающие крылья орла», а под языком – узел, похожий на скарабея. Согласно позднему представлению он был зачат лучом света, снизошедшего на корову. Об этом пишет Плутарх: «...он зачинается,  когда животворный свет луны нисходит на ярящуюся корову и пронизывает ее… они называют луну матерью мира и считают, что …  она зачинает и  беременеет от солнца…".(«Об Исиде и Осирисе») По этой причине египтяне «не убивали коров и не вкушали их мяса, чтобы случайно не умертвить матери будущего Аписа».

Подробнее...

Реклама

Книги