Бог Гор в мифологии Древнего ЕгиптаЗавоевание Верхнего Египта цивилизацией Дельты подтверждается этнологами и археологами. Некоторые  древние таблички, «рассказывают о сражениях между завоевателями с Севера и оседлым населением Долины»,  а Туринский папирус называет этих завоевателей Shemsu-Hor, Слугами Гора. На сосудах, а также на стенах гробниц в Нехене (Иераконполе) «мы видим большие лодки с символами номов» Дельты, среди которых «часто встречается гарпун, эмблема 7-го нома».  Так же и на ручке ножа обнаруживаются изображения кораблей с символом Летополя, 3-го нома Дельты.  Это – свидетельства вторжения Дельты в Верхний Египет.

Столицей царей Севера был город богини-змеи Уаджет, имя которой, превращенное греками в Уто, легло в основу названия города – Буто. Голова Уаджет была увенчана красной короной, и эта красная корона стала постоянной эмблемой царской власти в Дельте. В Буто было два квартала – Деп и Пе, первый был священным городом Уаджет, где стоял ее храм, второй был царским городом Гора (Пе означает «Место» над всеми прочими), где у царя Нижнего Египта было две резиденции – дворец Несер и дворец Ну. Цари Юга создали точную копию царства Буто в верхней долине, основав напротив правобережнего Нехеба, города  богини Нехебт, город Гора на левом берегу и назвали его Нехен (греч. Иераконполь). Основание нового города напротив города царицы юга объясняется тем, что цари и юга, и севера прежде всего «искали покровительства богинь». Отличительным знаком царей Юга была высокая белая корона. В Нехене «стали поклоняться Соколу Гору в том же виде мумифицированной птицы, как поклонялись в Летополе Гору Двух Глаз».

 

На западном берегу Нила между ущельем Гебель Сильсилой и Фивами находится город Эдфу (араб, др.егип. Джеба, или Бехдет, II ном), в котором расположен знаменитый храм Хора Бехдетского. Его строительство было начато при Птолемее III Эвергете в 237 г. до н. э., а открыт был храм в правление Птолемея X Александре в 108. до н. э.  Воплощением Хора в Эдфу был сокол. «Возле храма содержался птичник для соколов. Жрецы в храме в определенные дни разыгрывали ритуальную драму, содержащую эпизоды из борьбы Хора против своих врагов».  Его супругой считалась Хатхор из Дендеры, а их общим сыном Хорсматауи («Хор – объединитель Обеих Земель»). Долгое время считалось, что Хор Бехдетский был местным эдфусским богом. Однако позднее было установлено, что город, называвшийся Бехдет (17-й ном) находился  в Дельте, и культ Хора Бехдетского «был занесен в Эдфу еще во времена Древнего царства и настолько сросся  с Эдфу и с Верхним Египтом, что Хор Бехдетский стал типично верхнеегипетским божеством».

Бог Гор в мифологии Древнего ЕгиптаВ виде Крылатого Диска Хор Бехдетский вместе с бесчисленным войском сопровождает царя Ра-Харахти в Нубию.  Враги превращаются в крокодилов и гиппопотамов, пытающихся напасть на Ра-Харахти, но Крылатый Диск преследует и громит их. Хор Бехдетский был олицетворением солнца – Крылатого Диска. «В поздние времена его изображение стало эмблемой божественности и высшей святости. Оно имеется при входе во все египетские храмы. Во времена V династии его изображение сопровождается словами: «Благой бог, владыка Обеих Земель» -  обычный эпитет фараона.

В «Легенде о Горе из Бехдета и Крылатом Диске» упоминаются его приверженцы, так называемые кузнецы (mesentiu), которые в действительности являются гарпунщиками, и обязаны своей связью с кузницей ошибочному переводу. Древняя форма этого слова  mesenu означает именно «гарпунщики», а не кузнецы. «Святилища, называемые mesen или mesent, - это не что иное, как города гарпунщиков. Рельефы, сопутствующие текстам из Эдфу изображают Последователей Гора с гарпунами, охотившимися на гиппопотамов», и надписи говорят о подвигах Гора из Дельты, в более позднее время поставленных в заслугу Гору из Эдфу. И название, «использовавшееся для храмов Гора, - Бехдет – было применено к Эдфу (II ном) лишь в подражание Бехдету в Нижнем Египте».    До XII династии Хор из Эдфу не упоминается ни в Текстах пирамид, ни в других текстах.

Летопольский Гор, соперник Сета, спустя длительный период умолчания, возрождается в образе Гора из Нехена, а позднее Гора из Эдфу. «Как Сокол он восходит... к истокам местной религии, но как бог – покровитель царей – к более позднему периоду.  До Менеса тинитские цари  называли себя Гором, и только начиная с Менеса стали именовать себя Ра. Свою значимость Гор возвращает лишь после слияния с Солнцем, Ра». Результатом этого смешения является божественная ипостась - Ра-Характе , «в облике которого местный сокол становится богом Вселенной». При помощи этого титула Гора царь становится  одновременно воплощением Сокола, Гора из Летополя и Гора, сына Исиды.

 

     Использованные материалы:

  1.      М. Мюллер.  Египетская мифология;
  2.      А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
  3.      Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта;
  4.      М. А. Коростовцев. Религия Древнего Египта.