Бог Гор в мифологии Древнего ЕгиптаГор (Хор) был одним из древнейших богов Египта. «Его почитание в начале египетской цивилизации было настолько всеобщим, что иероглиф ястреба или сокола стал служить знаком классовой принадлежности для всех мужских божеств, точно также как змея – для всех богинь Его имя означает «Тот высокий», оно должно указывать на первоначальную его функцию как бога неба...».  Сокол был его священной птицей.  С самых древних времен «население  ряда номов уже обожествляло сокола», - указывает М.А. Коростовцев.

Археологические находки свидетельствуют о прибытии в долину Нила в додинастический период людей, основавших первую династию фараонов. Источники говорят о том, что Осирис и его сын Гор были последними богами, после которых к власти пришли Слуги Гора (по Туринскому папирусу) или Менес (по Манефону). В течение очень длительного периода между правлением Осириса и Менеса египетский трон занимали предшественники Слуг Гора, поклонявшиеся  богу  в образе сокола, который олицетворял  все небо.  По мнению некоторых ученых великим объединителем обоих земель был не Менес, а Аха («воин»), сын Нармера. Его имя записывалось с помощью иероглифа «сокол», изображавшего эту птицу, сидящей на верхней перекладине прямоугольника и держащей в когтях  щит и грушевидную булаву – оружие пришельцев, навершие которого отличалось от дисковидных булав аборигенов.

 

 

Древние тексты упоминают несколько богов различного происхождения по имени Гор, но один из них «должен был олицетворять божественное «лицо» неба, чьи Два Глаза, солнце и луна, освещают мир. Мы находим этого бога в Дельте, в Летополе, метрополии 2-го нома Нижнего Египта, в образе  правящего  Сокола, которого древние тексты называют Владыкой Двух Глаз (Horkhenti-irti). У него, как говорили теологи Гелиополя, было четыре небесных сына, четыре Гора, и, чтобы «подчеркнуть старшинство и отделить от прочих Горов, его стали называть Гором Старшим». Много позже его затмил другой Гор, сын Исиды, «бог Буто, которого с целью избежать путаницы называли Гором Младшим, или Гором Дитя». 

Владением Сокола-Гора была заболоченная Дельта.  Ее западная часть  была территорией, на которую издревле мигрировали ливийцы, носившие в волосах перо, поэтому  само название «Западный» изображалось на письме страусовым пером, воткнутым перед соколом. Известно, что ливийские племена поклонялись богу пустыни Ашу, одному из древнейших богов,  священным животным которого был сокол.  Изображался этот бог человеком с головой сокола и с пером, торчащим в ней. Впоследствии его культ слился с культом других богов пустыни – Сета и Ха (олицетворение ливийской пустыни).

Сокол - символ бога Гора в египетской мифологииНа восточной границе Дельты был известен другой бог в образе сокола – б. Сопду, защищавший и боровшийся с врагами. Он был божеством двадцатого нома Дельты (позднее обозначенного «Арабский ном») у западного входу в долину Гошена, со столицей Пе(р)-сопд(у) («Дом Сопда»). Этот ном назывался также «Дом Сикомора». Обычно его представляли мужчиной с двумя высокими перьями на голове, иногда, как владыка азиатов, он изображался в азиатском типе – в длинной одежде и с бородой. В Древнем царстве (в храме фараона V династии Сахура) он изображен как азиат и назван «владыкой чужеземных стран». Культовый знак, изображающий его в виде сидящего сокола, является результатом сравнения этого бога с Гором. Женой Сопду считалась Хенсет (Хенсит) , небесная богиня, изображавшаяся либо в образе Исиды-Хатхор, либо с пером в голове, как «Правосудие», либо в виде коровы.  В образе сокола  представлялся также  восточный ветер.

Сооружение, известное, как "Перекладина крылатого",  стало архетипом первобытного храма. Считалось, что оно «появилось после создания земли», на болотистой почве равнинной  местности, которая считалась  «исконным владением сокола». Развитием этого архетипа было  возведение ограды вокруг священного места, изображение которой встречается на архаических печатях. «В дальнейшем этот знак стал интерпретироваться как трон сокола... ибо бог в образе сокола спускался с неба и садился на перекладину ограды, внутри которой был сооружен открытый двор».  Впоследствии было установлено перекрытие, «которое предохраняло место обитания бога». Постепенно храм начал разрастаться в комплекс, состоящий из нескольких помещений, а в завершающей стадии стал основой для сложения египетского храма первых династий.

Египтяне верили, что «первые цари-Горы I династии были прямыми потомками правителей, происходивших от царя-бога, носившего имя Гор»,  а непосредственными предшественниками исторических династий были Shemsu-HorСлуги или Последователи Гора. «Туринский папирус хранит память о «девятнадцати [царях] [Белых] Стен и девятнадцати Великих Севера» предшественниках Shemsu-Hor. О царях Юга не упоминается». Впоследствии именноShemsu-Hor, по мнению А. Морэ,  «завоевывают Верхний Египет и разделяются на царей Севера и царей Юга», правя раздельно Верхней и Нижней землей Египта до того времени, пока царь Мена не объединяет оба царства в единое государство с централизованной властью.

Использованные материалы:

  1. А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
  2. А.М. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
  3. М. М.ллер. Египетская мифология;
  4. Мифы народов мира, т.I и II;
  5. Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта.