Река НилС Нилом тесно связан цикл сказаний об Осирисе (см. Осирис), которого вообще называли источником всякой влаги. В одном тексте «прямо говорится, что Нил вытекает из рук Осириса и воды его являются потом этого бога, в другом, что Нил вытекает из левой ноги бога, захороненной у первого нильского порога - на о. Бигэ. Священные обряды, связанные с культом Осириса-Нила, имеющие к тому же лунную символику, проводились во время разлива. Плутарх пишет: «По-видимому, так называемое положение Осириса во гроб означает не что иное, как иссякание и убыль воды. Поэтому говорят, что в месяце Афире (ноябре) Осирис умирает: ведь когда стихают этессии,  Нил совсем мелеет и земля обнажается; тогда... жрецы исполняют мрачные обряды и в знак скорби о богине выставляют позолоченную корову, окутанную черным льняным покровом (они считают корову подобием Исиды и землей); и это продолжается четыре дня подряд, начиная с семнадцатого дня месяца... На девятнадцатую ночь процессия спускается к морю». Когда в принесенный жрецами золотой ковчег наливают нильскую воду, раздается ликующий крик, что найден Осирис! К этой воде добавляют землю и дорогие благовония и лепят из нее фигурку месяцевидной формы. Жрецы «обряжают и украшают ее, показывая, что считают этих богов субстанцией воды и земли».

 

Осириса называли Властелином Керерет  т. е. района Первой Катаракты, где, как считалось, берет свое начало Нил. Весь район Первой Катаракты назывался Кебху и там, также как на о. Элефантина и в Нубии,  был распространен культ Сатис – богини прохладной воды, изображавшейся женщиной в короне Верхнего Египта, с рогами антилопы. Согласно "Текстам пирамид" она очищает умерших. Связь с умершими и прохладной водой привлекает внимание к названию «Кебху», образованному от глагола kbh – «быть холодным», «умирать», «прохлаждаться в тени гробницы». Тексты пирамид называют умершего царя «вышедший из Кебху», причем  «почти в тех же выражениях говорится об утоплении коровы Исиды: «Она вышла из Кебху, ее душа поднялась к небу и соединилась с богом Ра».

Из «Большого папируса Харрис»  стало известно, что «”озеро Кебху” действительно существовало в одном храме Ра-Хоракте, причем оно было связано с культом Нила». Между тем подобные  «священные пруды и озера в храмах были как-то связаны с хеб-седом», и "Тексты пирамид" называют их «спасением», «защитой» умершего царя, которого встречали посланцы его отца, «посланцы Ра». Этот обряд назывался пляской Муу и заключался в сооружении особого шалаша у входа в гробницу, из которого выходили «люди с головными уборами из тростника; приплясывая, они встречали умершего и как бы вели его в потусторонний мир». Название Муу связано со словом mw – вода, и «в образах этих «муу», «водяных», - по мнению М. Матье, - отразились представления о том, что это были утопленные правители Буто». К этому остается напомнить, что корону-венок самого Хапи-Нила представляли лотосы - водные растения.

До тех пор, пока справлялись праздники в честь Нила, ремесленники в мастерских изготавливали тысячи маленьких фигурок Хапи из золота, серебра, меди, свинца, фаянса, украшенные бирюзой и лазуритом. Бог был очень требователен в отношении соблюдения должных ритуалов, и «если его праздник не был отпразднован должным образом, он отказывался даровать благотворный разлив реки».  В честь Хапи «были возведены великолепные храмы в Никополе, неподалеку от Мемфиса, в Гелиополе и других местах, которые получали богатые дары от царей».  Этот бог почитался повсеместно. Каждый ном имел «своего» бога Нила, поэтому «признанным способом изображения принятия присяги всей страны на верность фараону» было изображение процессии богов Нила, «шествующих друг за другом гуськом и вручающих свои дары царю».

В круг божеств-спутников этого бога входили «бог Ка, отец богов, с головой лягушки со скарабеем на ней; боги Ху, Зефа и Ресеф, которые все вместе изображали пищу или изобилие». Приближенными божествами были также Непри, бог зерна, и Рененутет, богиня урожая с головой или телом змеи, богиня Сехет. По приказу Рамсеса II «на камнях горы Сильсилех в Верхнем Египте» был высечен гимн Нилу; «идентичный ему текст был высечен по приказу его  сына и преемника Меренптаха, а еще один – по приказу Рамсеса III». Отрывок из этого гимна гласит: «Живой и прекрасный Нил... тот, кто обитает в реке; это Изобилие (ху), Богатства (ка), Пища (ресеф – обозначен символами птиц и рыб) Египта; он дает всем людям жизнь благодаря своим богатствам (ка), его почитают на все его пути, в его пальцах находится Изобилие (ху). Люди радуются его приходу. Ты один, ты создал себя, никто не знает, где ты... Круг богов не знает, где ты обретаешься. ...Ты обеспечиваешь нас всем, что нужно людям для жизни, как Ра, когда он правил этой страной».

4,5 тыс. лет до н. э. точка летнего солнцестояния  находилась во Льве и с этого зодиакального знака начиналось  наводнение, которое заканчивалось через три месяца - в Скорпионе. На древнеегипетских зодиаках «зодиакальный Лев изображался стоящим на водной змее – Гидре. Самое любопытное при этом заключается в том, что... область трех древних зодиакальных созвездий, связанных с разливом Нила, - диаметрально противоположна трем созвездиям, связанным с водой: Козерогу (он с рыбьим хвостом), Водолею и Рыбам. Это может, в частности, означать, что изначально выделялись не те знаки, в которых во время наводнения находилось Солнце, а диаметрально противоположные им – те, в которых находилась полная Луна».  Когда солнечный Зодиак был окончательно установлен,  он состоял из девяти «сухих» и трех «водных» месяцев.  Вся эта символика наводнения вместе с ее числовым выражением, «многократно преломившись сквозь драгоценную призму мифов и преданий, вошла во многие священные тексты древности, в том числе и в Библию».

Использованные материалы:

  1. А.М. Самозванцев. Мифология Востока;
  2. М.Э.Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта;
  3. А.Видеман. Религия древних египтян;
  4. Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий.