Бог Амон в египетской мифологииБог Амон очень рано начинает сопоставляться с  гелиопольским верховным богом солнца Ра и, соответственно, обзаводится в Фивах своей эннеадой по подобию гелиопольской. «В лейденском гимне этому божеству говорится: «Эннеада была частью твоих членов... все боги были объединены с твоим телом» (IV, 1-8). Таким образом, фиванская эннеада происходила от Амона, была плотью от плоти его. Эта эннеада, как и гелиопольская, обозначалась словом psdt («девятка», «эннеада»), хотя в состав ее помимо девяти гелиопольских божеств входили Хатхор и Хор и некоторые божества Арманта. Называлась эта эннеада не фиванской, а великой эннеадой Карнака (Iptswtpsdt)».  В "Книге о том, что в преисподней", в  "Книге Врат" и в "Книге пещер" описывается путешествие солнца ночью через 12 помещений, каждое из которых представляет один час ночи. "Солнцебог меняет свой вид, превращаясь из скарабея в мужчину с головой барана в начале путешествия и из мужчины с головой барана в скарабея в конце путешествия".

 

В Фивах поклонялись нескольким ипостасям Амона: в Луксоре - Амону Луксорскому (Аманапету), в Карнаке – Амону Великому. «В повествовании Ун-Амуна о его путешествии в Библ говорится об Амоне Дорожном». Его древней супругой была Амаунет, имя которой «похоже, просто означает «Та Амона, жена Амона». Она упоминалась вместе с Амоном в Текстах пирамид и входила вместе с ним в гермопольскую огдоаду», и, что «любопытно, она всегда носит корону Нижнего Египта. Ее также называют Nebt-taui, или «Госпожой обеих стран». Когда Амона в Фивах объединили в триаду с коршуноголовой Мут и лунным богом Хонсу, «его древняя супруга, Амаунет, стала очень непонятной личностью».

Мут («Мать») была локальной богиней озера Ашеру, находившегося чуть южнее Карнака и как  большинство египетских богинь не имела характерных признаков, поэтому она «нередко представлялась то как Сехмет, богиня Мемфиса, то как Бастет, богиня Бубаста».  Лунный бог Хонсу имел титул «Хонсу в Фивах, прекрасный ликом». У него было несколько ипостасей, из которых наибольшей популярностью пользовался «Хонсу, определяющий судьбу». Имя этого бога "похоже, означает "странник, скиталец" и, возможно, по этой причине греки идентифицировали его с Гераклом".

Во время праздника  статую Амона выносили из храма и помещали на барку, откуда божество, воплощенное в статуе, изрекало свою волю, решало спорные дела, вещало оракулы. С большой охотой царь богов разрешал важные государственные вопросы. Способ, к которому бог прибегал, чтобы выразить свою волю, остался невыясненным. Возможно, как предполагают некоторые египтологи, статуи были подвижными и управлялись жрецами. Когда же вопрошаемого бога вносили на носилках, если статуя наклонялась вперед – это был знак согласия, если отклонялась назад или отступала – ответ был отрицательным. При храме Амона "находилась тюрьма со стражниками-меджаями, всегда готовыми исполнить повеления бога".

Два праздника были связаны с культом бога Амона. В течение второго и третьего месяца разлива, когда стояла самая высокая  вода, справлялся веселый всенародный праздник Опет. Центром праздника был храм Карнак (древ. Ипет-сут, Опет). Из хранилищ извлекались переносные ладьи фиванских богов. «Самой большой была ладья Амона. Ее легко узнать по двум бараньим головам – на носу и на корме. Ладью богини Мут украшали две женские  головы с головными уборами в виде грифов, потому что имя супруги Амона писалось с иероглифом "гриф". Третья ладья с головами соколов принадлежала Хонсу». Носильщики проходили аллею сфинксов с бараньими головами, неся эти ладьи на плечах до воды.

Вынос священной ладьи бога АмонаНастоящие ладьи Амона, его супруги и Хонсу не имели ничего общего с этими переносными моделями. Они представляли собой «целые плавучие храмы длиной от ста двадцати до ста тридцати локтей, то есть гораздо крупнее большинства нильских судов, от которых они к тому же отличались неслыханной роскошью. Они были построены из настоящей пихты и вполне годились для плавания, несмотря на огромный груз золота, серебра, меди, бирюзы и лазурита. ...Амон из Карнака на несколько дней становился гостем Луксора, но нам неизвестно как он проводил там время. Праздник завершался не менее торжественным возвращением священной флотилии». Весь месяц народ пил, пел, плясал и веселился.

Еще раз священная ладья Амона спускалась на воду во время праздника Долины, но он отмечался в течение всего десяти дней. «Фараон выходил из дворца в таком же парадном одеянии в сопровождении носителей зонта и слуг. Перед тем, как войти в храм, он надевал роскошную набедренную повязку и один из самых богатых головных уборов, который состоял из солнечного диска, перьев, уреев, рогов быка и рогов барана. Он приглашал Амона посетить храмы  левого берега. Главным его местом отдохновения будет гипостальный зал Рамессеума. Там к царю богов явятся боги-покровители мертвых». Таким покровителем был признан обожествленный  фараон Аменхотеп I. Его статую жрецы переправляли в ладье к священной барке Амона. «Когда оба бога встречались, совершались церемонии во славу всех бесчисленных мертвецов, покоившихся в недрах Западных гор".

 

Использованные материалы:

  1. М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
  2. М. Мюллер. Египетская мифология;
  3. Пьер Монте. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.