Космологические сюжеты отражены в буддийских сутрах, в частности, в палийском каноне, описывающем конец света в периодических разрушениях мира в конце одной кальпы (пали – каппы) и его воссоздания в начале следующей. «Когда каппа погибает от огня, то вначале поднимается великая туча, уничтожающая каппу... Пойдет сильный дождь. Обрадованные люди, набрав семян, станут сеять». Однако, как только «всходы будут достаточными для корма коров», дожди прекратятся и наступит засуха: «Через долгое время после того, как прекратится дождь возникнет второе солнце. И когда возникнет второе солнце, не будет разграниченья ночью. Одно солнце взойдет, другое зайдет. В мире будет нестерпимый жар». Когда светило первое солнце, на котором находился божий сын Сурийо, на небе были облака и пары. На втором солнце, губящим каппу, Сурийо уже не находится, и на небе с появлением второго солнца исчезнут все облака, «оно станет чисто, как зеркало». Все реки, за исключением пяти самых полноводных пересохнут.
Но когда спустя долгое время появится третье солнце, иссякнут и эти пять рек. «По происшествии долгого времени появится третье солнце. От появления его иссякнут химавантские великие реки и семь озер». Когда появится пятое солнце, высохнет вся вода в океанах, а когда через продолжительное время появится шестое, «задымит одна чаккавала (в буддийской мифологической традиции – населенный пояс вокруг горы Меру, уровни высоты которой заселяли существа в зависимости от их кармы. – В.А.), и как один, так и все".
По происшествии долгого времени возникает седьмое солнце. "От его появления весь чаккавала вместе с другими чаккавалами обратится в пламень. Вершины горы Синеру получат трещины, снесутся и исчезнут в пространстве. Пламень поднимется и достигнет неба четырех царей; пожжет там дворцы золотые, серебряные и из драгоценных камней. ...До тех пор пока останется хоть единый атом материи, пламень не утихнет. По истреблении всей материи он утихнет, не оставив пепла. Нижнее пространство вместе с верхним образуют единое. Настанет великая тьма».
Таким будет конец каппы. Пройдет много времени и возникнет «великая туча. Пойдет малый дождь». Дождь будет постепенно усиливаться и вода наполнит все чаккавалы до мира Брахмы. Затем возникнет ветер и «начнет эту воду сплачивать. ...В этой сплоченной, огромной массе воды ветер пробьет отверстие; вода начнет опускаться вниз. ...Когда вода спустится на место прежней земли, поднимутся тогда сильные ветры и будут сдерживать великий столб воды. И проявится земля, вместе с тем как сладкая вода будет исчезать и земля будет стоять как лотос на поверхности воды и будет она цветом, запахом и вкусом прекрасна».
Цветы, которые появятся на лотосе, покажут сколько Будд должны будут придти в новой каппе: если будет один цветок – то появится один Будда, два цветка – двое Будд и т.д. Первыми существами, появившимися на земле, будут существа из мира Брахмы, «прежде переродившиеся там, оттого ли, что возраст их пришел к концу, или вследствие конца добродетели», но «они исчезнут там и явятся на земле. Существа эти самоблестящи и по небу могут двигаться». Появятся солнце и луна, которым они дадут имена, затем появятся звезды. «Тогда распознаются день и ночь, затем месяцы, полумесяцы, времена года, год...тогда же проявятся гора Синеру, чаккавалы, горы Химаванты, двипы, моря».
После того, как физический мир будет воссоздан из существ, «питавшимися земным соком», через ряд последовательных форм происходят люди: «И будут мужи, и будут женщины. Взирая подолгу друг на друга, они взаимно воспламенятся страстью и сотворят грех совокупления. Порицаемые другими разумными, для того, чтобы скрывать тот грех они выстроят дома». Затем все будет разворачиваться по уже знакомому сценарию – преступления приведут к тому, что каппа опять погибнет.
Вместе с тем каппа может погибнуть не только от огня, но и от воды. В этом случае вместо второго солнца поднимается туча соляной воды, от соприкосновения с которой растворяются земля и горы. Также как и огонь, вода не успокаивается до тех пор, пока есть хоть атом материи. Затем наступает великая тьма. Но и это не все: каппа может погибнуть и от ветра. В этом случае тоже сперва возникает великая туча. Но затем вместо второго солнца поднимается ветер, уничтожающий каппу. «Уничтожив всю материю. Он сам исчезает». В соответствии с последовательной сменой кальп у людей сокращается возраст жизни. Такова вкратце картина разрушения и воссоздания кальп, описанная в буддийском палийском каноне.
Использованные материалы:
- Андросов В.П. Происхождение буддизма (к методике и теории изучения)//Религии древнего Востока.