В представителях семейства Rutaceae  содержится большое количество различных алкалоидов. Сирийская рута, Peganum harmala, содержит наркотический галлюциноген гармин, который использовался нацистскими учеными в качестве «сыворотки правды» во время второй мировой войны. Передозировка этого наркотика приводит к подавлению функций центральной нервной системы.

Считалось, что съеденная в сыром виде рута изгоняет все яды, а отвар быстро выводит из запоя. Предварительно выпитый, он позволяет вообще не пьянеть.  Кроме того рута считалась эффективным средством при укусах змей и всяческих ядовитых животных. Противостояние руты воздействию проглоченных ядов использовал понтийский царь Митридат VI Евпатор, который  из страха быть отравленным принимал каждый день противоядие, в состав которого входила рута. Это позволило его организму приобрести такой иммунитет, что когда сам Митридат попытался покончить жизнь, приняв яд, попытка потерпела неудачу. 

 

 

В древности руту больше всего ценили не только за то, что она служит противоядием для всякого рода отравы, но и за то, что она якобы  улучшает зрение. Плиний оставил сведения о том, что художники и скульпторы употребляли много руты в надежде на то, что это поможет им надолго сохранить зрение в идеальной форме.

Рута считалась также лучшим дезинфицирующим средством. Люди натирали рутой тело, чтобы предохраниться от чумы, её дымом дезинфицировали помещения, посыпали дома, чтобы избавиться от блох и вшей. Разбросанные по полам и подоконникам листья руты отгоняли инфекцию, что широко применялось во время эпидемий шестнадцатого-семнадцатого веков. Судьи выездных судов носили с собой букетики руты, чтобы не подхватить сыпняк от узников.

Листья руты применяли  также против водобоязни, вызываемой укусами бешеных собак. Один из рецептов приготовления снадобья на этот случай, описан в манускрипте 1752 года: следовало приготовить отвар из смеси размятых листьев руты, чеснока, венецианской патоки и оловянной крошки, вываренных вместе в крепком пиве, и давать в течение семи дней по 9 ложек натощак укушенному человеку, и по 6 - укусившей собаке. Отвар руты использовался также против припадков и судорог.

Рута символизирует скорбь и раскаяние (по-английски эти чувства называются тем же словом, что и рута). Выражение «сожалеть о дне, когда...» (англ. rue the day) возникло благодаря этому растению, символу печали и сожаления. Свойства этого растения были универсальными – руту можно было использовать и для благословения, и для проклятия, для лечения и для порчи. Некогда в Британии верили, что достаточно бросить пригоршню руты в человека, который тебя оскорбил со словами «Ты будешь жалеть об этом до конца своих дней», как проклятие начнет действовать. Католические  священника с помощью пучков руты кропили святой водой как в церкви, так и при обряде изгнания бесов.

Известна рута и своими приворотными свойствами. Считалось, что если женщина своими руками приготовит снадобье, в состав которого входит рута, и сразу его выпьет, она станет привлекательной и желанной. Этими качествами руты, по народным поверьям, с успехом пользовались ведьмы, соблазнявших мужской пол до такой степени, что обессиленные партнеры долго приходили в себя. В Древней Греции букетами из руты и мяты обменивались женщины во время обрядов плодородия.

Представление о руте, как о магическом растении, защищающем жизнь человека,  было распространено от Европы до Средней Азии. В Иране в день Науруза перед царем на стол клали  помимо семи чаш и новогоднего набора продуктов, пучок руты. Ритуальная пища древнего Науруза сохранилась и в современном Иране в виде так называемого стола хафт син. Он представляет собой набор из семи продуктов, начинающихся с буквы "син", который подавали на подносе. В число  этих семи  продуктов входит  сипанд – семена руты. 

Использованные материалы:

  1. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
  2. Кристина Хоул. Энциклопедия примет и суеверий;
  3. Филиппа Уэринг. Популярный словарь примет и знамений;
  4. Н.П. Лобачева. К истории календарных обрядов у земледельцев Средней Азии//Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии