С этим растением связано много суеверий. Так, средневековые путешественники считали, что имея при себе полынь, никогда не устанешь в пути. Это верование восходит, по меньшей мере, к первому веку до н. э. и живо было еще в семнадцатом.
Считалось, что полынь защищала от колдовства и от молнии. На о. Мэн бытовало представление о том, что ведьминские козни предотвращала полынь, собранная накануне дня летнего солнцестояния. Кроме того в день летнего солнцестояния под корнем полыни можно было выкопать либо в полдень, либо в полночь особый уголек, который якобы защищал того, кто носил его, от чумы, чирьев, горячки и лихорадки. Плиний сообщал, что ношение при себе полыни делает человека вообще неуязвимым для ядовитых веществ, диких зверей и последствий солнечного удара. Но большинство суеверий, связанных с полынью, были связаны с глазами. Так, считалось, что если посмотреть на пламя костра, зажженного в честь летнего солнцестояния, сквозь пучок полыни, это обеспечивало хорошее зрение в течение года. В Германии и Богемии молодые люди надевали шапочки из полыни, сквозь которые глядели на пламя костров Иванова дня, чтобы сохранить свои глаза в порядке до конца года.
Очень любопытное свидетельство о сакральности полыни в Древней Греции приведено В.В. Похлебкиным: "Всем известно, что древние греки называли амброзию пищей богов, но мало кто знает, что под этим они подразумевали полынь". Возможно, в этом случае речь идет о полыни обыкновенной (Artimisia vulgaris L.), привлекавшей внимание не только душистым ароматом, но и фиолетовым цветом стебля и беловато-серебристой окраской нижней стороны листьев.
В Пруссии, Баварии и других германских землях полынь использовали для защиты от ведьм. Прусские фермеры складывали стожки из этой травы на въездах и вокруг лугов, где паслись коровы, чтобы защитить животных и их молоко от ведьм.
В Японии полынь применяли в случае ограбления с тем, чтобы, сжигая полынь на следах грабителя, уязвить его ноги и не дать ему убежать от полиции.
В Китае тутовый лук и стрелы из священной полынной травы были связаны с солярным культом и использовались в ритуале, обеспечивавшем будущий путь мальчика.
Во Франции полынь использовалась для приготовления абсента еще по древним колдовским рецептам. В XVIII в. абсент стал коммерческим товаром, однако вскоре французское правительство запретило напиток, поскольку было замечено, что напиток, во-первых, вызывает привыкание, а во-вторых, разрушает клетки головного мозга, вызывает слепоту и пр. По этой причине с XIX в. напиток перестали продавать.
Использованные материалы:
- Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
- Кристина Хоул. Энциклопедия примет и суеверий;
- Энциклопедия суеверий;
- В.В. Похлебкин. Все о пряностях;
- Исида Эйтиро. Мать Мамотаро.
Похожие статьи