Наиболее печальную славу получили грибки, поражающие злаковые культуры. Такими грибками-вредителями являются ржавчинные, головневые грибы и сумчатый гриб Сlaviceps purpurea, вызывающий заболевание злака, известное под названием спорыньи. Заболеванию этому больше всего подвержена рожь, но зачастую в роли жертвы выступает и ячмень.
Этот грибок заражает непосредственно цветок злака. «Ко времени созревания зерна в пораженной завязи образуется плотная роговидная грибная ткань, которая называется склероцием. В народе склероции спорыньи называют рожки или зубы». Благодаря этим рожкам рожь, пораженную грибком, называли Secale cornurum (рожь рогатая). Твердые, коричневые или темно-пурпурные склероции этого гриба часто встречаются на хлебных полях.
При снятии урожая, зерна, зараженные спорыньей, смешиваются со здоровыми зернами. Однако часто эти рожки опадают еще до уборки урожая и «сохраняются в почве до следующей весны. Весной из каждого склероция вырастает до 30 красноватых росточков, увенчанных красной или красно-бурой головкой, где образуются сумко-споры – возбудители спорыньи». Ветер разносит споры, и одна головня способна заразить целое поле.
В средневековой Европе употребление хлеба, испеченного из зерна, пораженного спорыньей, приводило к смертельным заболеваниям, известным как «Антонов огонь» и «злая корча» или «пляска Святого Витта». Эпидемии, охватывавшие тысячи людей, происходили от превышения порога содержания спорыньи в хлебе. Однако если смертельно критическое количество спорыньи не было набрано, то она оказывала влияние лишь на психику, производя галлюциногенное действие.
Именно этот эффект интересует нас в первую очередь, так как на нем, как доказано современными учеными, основывались мистерии Деметры, матери хлебного колоса, в Элевсине. В спорынье присутствует лизергиновая кислота, лежащая в основе искусственно созданного галлюциногенного препарата ЛСД. Создатель этого препарата Хофманн испробовал действие спорыньи на себе, приняв 0.25 мг этого алкалоида. Впечатления от гротескных форм, в которых предстали перед ним окружающие предметы и лица, были записаны Хофманном, и вкратце они сводились к следующему: «Я оказался в другом мире, в другом месте, в другом времени».
Использованные материалы:
- В.В.Мазин, Л.С. Шашкова. Грибы, растения и люди;
- Денис Абсентис. Христианство и спорынья.