Однако тинитский титул сохраняет память о том времени, когда Сет назывался «собратом Гора». Изображение двух соколов означали царя как воплощение Гора-Сета. Два царя II династии имели Сета своим эпонимом-покровителем. Царь Перибсен именовался Сетом-Перисбеном, два его преемника вернулись к Гору, но «в конце II династии Хасехемуи помещает перед своим именем сокола и борзую, то есть Гора и Сета, а после своего имени ставит примечательный эпитет – «Два Бога объединились в нем». Позже имя Сета исчезает из титулов и заменяется именем Nub(ti), однако память о Сете не была утрачена. «В античные времена царицу называли «Той, что видит Гора и Сета», то есть царя – воплощение обоих богов». В V номе Верхнего Египта символ Двух Соколов вызывает воспоминание о героической эпохе Двух Собратьев, а в Омбосе в образе крокодила поклонялись не только Гору, но и Сету. Начиная с V династии жрецами Гелиополя был создан образ «Солнца Восточного Небосклона», Ра-Характи и с этого времени фараон являлся одновременно «воплощением Сокола, Гора из Летополя (и Сета Nubti), Гора, сына Исиды и Осириса, и Гора-Ра».
Первоначально небесный Гор Сокол не имел ничего общего с Гором, сыном Исиды. Борьба Гора, бога солнца, с силами тьмы, была объединена с продолжительным сражением Гора Мстителя с Сетом, убившим его отца. Гора-Солнце можно отличить от Гора, сына Исиды, по дополнительным именам, под которыми этот бог почитался в разных номах и которые с течением времени стали представляться самостоятельными божествами. Особую важность среди форм проявлений Гора имеет, прежде всего, Гор-старший, греческий Ароэрис, особенно почитавшийся в Летополе, матерью которого считалась богиня Хатхор. Там же ему поклонялись и как Гер-Кхент-Ан-Ма, Гору, Владыке Невидящих, «который должен был быть слепым и символизировал солнечное затмение». Он изображался с головой сокола (или ястреба). «Среди его священных животных была землеройка, которая, согласно Плутарху, получали в Египте божественные почести, потому что она была слепой, а также потому, что тьма древнее света». В нижнеегипетском номе Фарбетус он почитался как Гор-Мер-Ти, Гор Двуглазый, владыка города Шеденну, глазами которого были солнце и луна.
Широко известен Гор в форме Гор-Эм-Кху-Ти, Гармакис греков, Гор на Двух Горизонтах, т. е. Гор восточного и западного горизонта. В Гелиополе его отождествляли с Ра и поклонялись ему как Владыке Небес Ра Гармаксису, время от времени носившему «дополнительное имя Тум; там же Иу-с-аас считалась его женой. Он играл выдающуюся роль также и в городе Танисе, расположенном в восточной части дельты Нила, на границе с Азией. И Великий Сфинкс в Гизе, памятник, который, как заставляют нас поверить надписи, существовал во времена царя Хефрена (Хафра), также был посвящен Гармаксису».
Гор-Нуб, Золотой Гор, почитался как бог «восходящего солнца», появляющегося в «золотом великолепии зари». Это был любимый титул фараонов, «и их появление на людях» часто описывалось «как внезапная вспышка света посредством использования слова кха, которое так же обозначает и «восход». В Верхнем Египте, в г. Омбосе Гору тоже был посвящен большой храм. Этот Гор изображался либо в виде человека с головой ястреба, либо в виде ястреба. В Дендере был известен Гор-Хекенну с головой сокола (ястреба), чьей супругой выступала Баст.
Гор мог представляться звездным Орионом, смешиваясь в этой ипостаси с Осирисом: Орион «рано идентифицировали с победившим богом-солнцем Гором, в то время как его отца Осириса (другими словами, умершую или нерожденную форму самого Гора, который равен Осирису), божество в сундуке или в маленькой лодке, искали главным образом в созвездии прямо внизу, то есть в корабле Арго или его главной звезде Канопе». Созвездие Ориона представлялось в виде «убегающего прочь и оглядывающегося назад человека вплоть до 2000 г. до н. э.». Он изображался с поднятой правой рукой, обычно пустой, но иногда в ней изображали звезду или иероглиф жизни. «Позднее он стал сжимать копье, что связывало его с воинственным Гором». Иногда Гор выступал и как Утренняя звезда, раз в 8 лет появляющаяся на предрассветном небе вместе с Исидой-Сириусом (Сотис).
Использованные материалы:
- М. Мюллер. Египетская мифология;
- А. Видеман. Религия древних египтян.
Похожие статьи