Берберологи и египтологи придерживаются прямо противоположных мнений о происхождении бараноголового Аммона. «Первые считают, что он ливийского происхождения, а вторые увязывают его с египетской мифологией, вместе с которой он якобы и проник в Ливию. Тем не менее доказано, что его культ был введен в Карфагене древними ливийцами, составлявшими, впрочем, большинство жителей столицы пунического государства». В различных ливийских племенах и в позднее время был широко распространен культ Аммона.
Храм Аммона был расположен у источника, в роще финиковых пальм. Оракул давал ответы только знаками. Александр Великий посетил его и был признан оракулом за сына Зевса-Аммона (Curt. 4, 29, 5 слл. Arr. 3, 4). По легенде свое имя храм получил от пастуха, воздвигнувшего его в Ливии. Гигин приводит миф о том, что во время поисков Либера (Диониса) воды, из песка вышел баран, идя за которым Либер нашел воду. В благодарность он попросил Юпитера, чтобы тот включил барана в число созвездий. «До сих пор, еще и сегодня, он называется равноденственным Овном". В том месте, где нашлась вода, Либер построил храм Юпитера Аммона. «Изваяние-оракул в оазисе Юпитера Амона представляло собой камень, который по форме якобы напоминал пупок. Во время праздников этот камень, богато украшенный драгоценными камнями, несли в торжественной процессии». Однако египтяне считали воплощением своего бога Амона барана, а камень, как символ бога, «был, по всей вероятности, привнесен сюда из одного из финикийских поселений на северном побережье Африки».
В Греции ливийский оракул Аммона пользовался почитанием и популярностью. В Олимпии в Пританее делались «возлияния не только эллинским богам, но и богу ливийскому, и Гере Аммонии, и Параммону; Параммон – это прозвище Гермеса. По-видимому, элейцы издревле обращались к оракулу в Ливии, и в храме Аммона есть жертвенники, посвященные элейцам. На них написано, о чем спрашивали бога элейцы, и ответы бога, и имена тех людей, которые приходили к Аммону из Элиды". В Аркадии, в южной части г. Мегалополя "возле дома, построенного для Александра, сына Филиппа стоит статуя Аммона, сделанная наподобие четырехугольных гермов, с рогами брана на голове". В Фивах беотийских был храм Аммона. Пиндар пожертвовал в этот храм статую Аммона и "послал также гимн в честь Аммона жителям Аммонии в Ливии… жертвенник в честь Аммона воздвиг Птолемей, сын Лага".
Геродот, писавший о культе бога Аммона, упоминал, что египтяне, живущие в Фиванской области не употребляли в пищу баранины, и приводил легенду, объясняющую появление у бога бараньей головы желанием Геракла «однажды непременно увидеть Зевса». В ответ на настойчивость Геракла «Зевс придумал хитрость: он ободрал барана и отрезал ему голову, затем надел на себя руно и, держа голову перед собой, показался Гераклу. Поэтому-то египтяне и изображают Зевса с ликом барана... ведь в Египте Зевса называют Аммоном». По этой причине фивяне считали баранов священными и не приносили их в жертву. Только в один «единственный день в году на празднике Зевса они закалывают одного барана и, сняв руно, надевают его на статую Зевса, как это сделал некогда сам бог. Затем они приносят к ней другую статую Геракла. После этого все жители храмовой округи оплакивают барана и потом погребают в священной гробнице".
На острове Сехель (Сетит) около первого нильского порога почитался баран Банебдедет. В "Сказании о споре Гора с Сетом", Атум требует вопросить мнение "Банебдедета, бога великого, живущего в Сетит». Вероятно, в древности Банебдедет был важным богом. Он почитался также в г. Мендесе. (Сехель)». Арсиноя, жена Птолемея II Филадельфа была жрицей овна. Во время посещения мендесского храма Филадельф принял участие в его обрядах. "После смерти Арсинои ее обожествили, и ее статуя участвовала в торжественных процессиях в мендесском храме. В ответ на этот культ и почести, оказанные Арсиное, Мендес был освобожден от пошлин".
Использованные материалы:
- М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
- А. Гаудио. Цивилизации Сахары. 10 тысячелетий истории, культуры и торговли;
- Гигин. Мифы;
- А. Видеман. Религия древних египтян;
- Аполлодор. Мифологическая библиотека;
- Павсаний. Описание Эллады. Кн. V, VIII, IX;
- Геродот. История, кн. II;
- Мифы народов мира, т. II;
- М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта.