Быка содержали в специальном помещении – Апейоне в большой роскоши и «делали предсказания по дорожке, которую он выбирал, по пище, которую он принимал или отвергал», и рассматривали как телесное воплощение бога Птаха, называя «Пта, обновляющий себя» или «сын Пта». Церемониальный бег Аписа символизировал плодородие и достаток. Вероятно, именно бег Аписа послужил основанием для именования его «Беглец». Позднее Аписа считали больше «воплощением Осириса-Сокара, особенно после его смерти». Этому быку позволялось «пить только из колодца, а не из Нила». В греко-римский период его называли Серапис, годовщину его рождения праздновали каждый год, а траур по случаю его смерти соблюдался по всей стране. Аписа пышно хоронили в Саккаре, где находились гробницы быков Аписов и их матерей, которые стали священными благодаря рождению божества. Древнейшее погребение Аписа в мемфисском Серапеуме относится ко времени Аменхотепа III, самое позднее предшествует началу новой эры.
Почитали Аписа и в Гелиополе, потому что Атум, бог этого города, когда-то принимал образ быка. Однако в Гелиополе (библейский Он) существовал культ своего священного быка Мневиса (егип. mrw-wr, «Великий странник, Путник, Блуждающая звезда»). В ранний период атрибутом его культа был шест с укрепленным на верхушке черепом быка. Этот шест считался хребтом быка Мневиса и назывался "Юн (столб) быка из Она". Подобно Апису черный бык Мневис содержался в особом помещении, и после смерти его мумифицировали и хоронили, как Аписа. Заменителями сердца для быков Мневисов служили заупокойные скарабеи. «Мневис был оракулом бога Ра и его воплощением на земле. Культ Мневиса засвидетельствован памятниками со времен XVIII династии, но восходит он, к более древним временам». Матерью Мневиса считалась корова Хесат, сам бык считался душой бога Ра и города Нехен (Иераконполь).
Культ жертвенного быка Мневиса содержал в себе идею возвращения молодости, возрождения жизненных сил: старый бог умирал, чтобы возродиться молодым. «Представление о возрождении жизненных сил сближает культ Мневиса с символическим осмыслением лотоса, входящего в композицию заклания, или поклонения священному быку: отсюда среди его атрибутов – букеты лотоса;нередко и сам хвост Мневиса "процветает", подобно распустившемуся цветку». Лотос был магическим посредником возрождения: именно в чаше его распускающегося цветка являет себя миру омоложенное солнце. Шкура жертвенного быка уподоблялась стеблю лотоса, и «прохождение» покойника через нее было тождественно выходу из цветка лотоса. «Геральдическая эмблема Анубиса imj·wt ("тот, который находится в оболочке") связывает лотос с магической способностью этого животного оживлять покойного омоложенным. Обряд обычно сопровождался завертыванием умершего в шкуру шакала (древнеегип. inpw – "собачка"), а цветок лотоса делал его сопричастным Нефертуму, уподобленному в одном из своих проявлений солнцу». Шкура шакала представляется древнейшим символом возрождения, которое много позже стало связываться со шкурой быка.
Аммиан Марцеллин сообщает: «Среди животных, которым издревле воздается культ, наиболее известны Мневис и Апис. Первый посвящается Солнцу, но о нем ничего невозможно сообщить примечательного; второй – Луне. Апис должен иметь различные врожденные отметины, особенно его отличает пятно в виде полумесяца на правом боку». Мневис, в свою очередь, отождествлялся с еще одним быком черно-белой масти – Бухисом, который был связан с богом Монту. Центром его культа был город Гермонт, где находился некрополь Бухеум, в котором хоронили мумии быков. Матерью Бухиса считалась небесная корова, родившая также и Солнце. В ряде случаев быки Бухисы изображались не черно-белыми, а красновато-коричневыми.
Использованные материалы:
- Б. Бриер. Древне-египетская магия;
- Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий;
- Макс Мюллер. Египетская мифология;
- А.Ю. Низовский. Древний мир;
- А.М. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
- Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта.
Похожие статьи