С этим божеством была связана богатая мифология, но поскольку она большей частью существовала в устной традиции, до нас дошли только отрывки историй, посвященных Бесу. Во всех сценах, изображающих Беса, он присутствует при рождении царя или бога солнца. Одно из древнейших изображений бога Беса найдено на барельефе храма, построенного царицей Хатшепсут около 1600 г. до н. э. Оно представляет Беса в сцене, имеющей отношение к рождению основательницы храма. Фигура Беса изображается во всех домах рождения египетских храмов, он всегда присутствует при рождении царя или бога солнца. «Его также изображают держащим на левой руке Гарпократа, молодого бога солнца, и дающим ему пищу из свой правой руки, или же он несет ребенка на своем плече». Однако покровительство Беса предполагало не только обеспечение ребенка пищей, но и его развлечение. Поэтому Бес часто изображался смеющимся над ребенком, танцующим нелепые танцы и играющим для него на арфе, что сделало его со временем богом танцев, музыки и веселья, известного в этой ипостаси как Бес-хит («Бес танцующий»).
Важнейшими атрибутами Беса являются бант са (символ защиты), нож как средство обороны и музыкальный инструмент, звук которого должен был отпугнуть злых духов. Образ уродливого Беса с карикатурным лицом стал собирательным, вобрав в себя образы множества уродливых карликов-демонов со старческими добродушными лицами, в перьевых тиарах, часто изображавшихся с высунутым языком. Первоначально эти существа носили львиную шкуру, от которой позже остались только уши зверя и хвост. Изображения карликовых человечков похожих на позднейшего Беса, встречаются уже на глиняных сосудах Додинастического периода. Во время 18-й династии были популярны изображения крылатого Беса. Со времени Нового царства Бес часто носит на груди голову и лапы пантеры. «С ним также стали связывать солнечных львов, и его стали считать одним целым с богом Сепдом, владыкой Востока, покорителем горных племен Синайского полуострова».
Считали также этого бога владыкой Пунта, «т. е. южных стран на обоих берегах Красного моря». Однако «вся его внешность и одеяние указывают скорее на какую-то африканскую и, несомненно, негритянскую страну к югу от Египта, которая была местом, где он появился». Возможно его прообразом были какие-то боги, имевшие вид карликов, «чьими моделями, похоже, были неродившиеся или рахитичные дети». Вытесненные хамитскими племенами с южных границ Египта, эти негритянские племена ушли на юг, а поскольку «цивилизация этих хамитских народов зависела от цивилизации египтян... они почитали не первоначальный образ Беса, а ту его форму, которая затем пользовалась поклонением в Египте». В подземном царстве образ Беса-карлика меняется на образ человека нормального роста или даже великана. Здесь он выступал как мстительное божество, угрожающее грешникам вырезать их сердца своим ножом.
С Двадцать шестой династии культ Беса приобрел такую популярность, что многие имена собственные стали сочетаться с его именем. С ним стали связывать солнечных львов и в конце концов полностью смешали с Гором с ястребиной (соколиной) головой. Все, кто носил его изображение в качестве амулета, находились под его защитой. Геродот называл охранные амулетные фигуры Беса на носу финикийских кораблей «представителями Гефеста» (то есть Птаха из Мемфиса), называя их Pataikoi, или «маленькие Пта».
Использованные материалы:
- М.Мюллер. Египетская мифология;
- М.Луркер. Египетский символизм;
- А. Видеман. Религия древних египтян;
- И В. Рак. Мифы Древнего Египта;
- П. Монте. Повседневная жизнь египтян.
Похожие статьи