Шука была почитаема ненцами. Тромъеганские ханты считали Сорт Ох - Щучью Голову - главным духом ненцев. По всей Сургутской Оби у хантов были распространены предания о былых нашествиях северных кочевников, среди которых различали ехран ях (ерган ях, ерганхо, ярган хо, яран) - лесных ненцев и авус ёх (ахус ях, явус ёх, овус ёх) - северных людей, приходивших издалека за оленями и женщинами» и «не едящих щуку». Последнее, видимо, и дало основание обским уграм считать их "народом Щуки".
Богатыри ненцев и хантов, заключая между собой союз, давали обещание не сражаться друг с другом: "а если кто из нас нарушит эту клятву, то пусть с него сдерут его радужно отливающую головную кожу". При этом они "«целовали щучий нос и огонь". По преданию хантов Пима, когда после очередного набега авус ёх стороны решили помириться, ханты достали щуку, а авус орт (вождь авус ёх) взял саблю и отрезал щуке верхнюю челюсть (носовую ее часть) со словами: "Не будем воевать до тех пор, пока у щуки челюсть не отрастет". У ненцев существовал также запрет на употребление женщинами мяса налима.
В мифологических представлениях селькупов плоскую землю поддерживают мамонты (кощар) и "землю держащая на весу рыба". Считалось, что мамонты жили и в земле, питаясь ею, "копая ходы к реке", и в воде. Живущего в воде мамонта представляли в образе огромной щуки, голова которой поросла зеленым мхом. Существовало представление о водяном духе, который мог послать рыбу необычного размера или вида. По этому знаку рыбаки узнавали, что водяной дух им покровительствует.
Использованные материалы:
- Головнев А.В. Говорящие Культуры;
- Прокофьева. Старые представления селькупов о мире//Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и севера (вторая половина XIX- начало XXв.);