Бог Гор в мифологии Древнего ЕгиптаПриродные условия и география определили раздел египетской земли. Как гласят Тексты пирамид страна была по решению Геба, бога земли, разделена «на территорию (iat) Сета» (Верхний Египет) и «территорию Гора» (Нижний Египет). Таким образом в самую древнюю эпоху осуществлялось одновременное правление Сета и Гора в Двух Царствах. В Текстах пирамид «Те, кто в Царском Дворце», т.е. во дворце Нижнего и Верхнего Египта, «становятся божественными предтечами фараонов». Цари Верхнего Египта считали себя наследниками Сета из Омбоса, и Последователи Сета (Imu-khetSeth) (Pyr.§ 635) хранили память и о его царствовании, и о его наследии. Гор Двух Глаз был соперником Сета-Нубти, и тинитские цари «являли собой живое воплощение этого Гора, который по-прежнему обитал в Летополе, а также, по праву завоевателя, в Нехене и Эдфу».

Однако тинитский титул сохраняет память о том времени, когда Сет назывался «собратом Гора».   Изображение двух соколов означали царя как воплощение Гора-Сета.  Два царя II династии имели Сета своим эпонимом-покровителем. Царь Перибсен именовался Сетом-Перисбеном, два его преемника вернулись к Гору, но «в конце II династии Хасехемуи помещает перед своим именем сокола и борзую, то есть Гора и Сета, а после своего имени ставит примечательный эпитет – «Два Бога объединились в нем». Позже имя Сета исчезает из титулов и заменяется именем Nub(ti), однако память о Сете не была утрачена. «В античные  времена царицу называли «Той, что видит Гора и Сета», то есть царя – воплощение обоих богов».  В V номе Верхнего Египта символ Двух Соколов вызывает воспоминание о героической эпохе Двух Собратьев, а в Омбосе в образе крокодила поклонялись не только Гору, но и Сету. Начиная с V династии жрецами Гелиополя  был создан образ «Солнца Восточного Небосклона», Ра-Характи и с этого времени фараон являлся одновременно «воплощением Сокола, Гора из Летополя (и Сета Nubti), Гора, сына Исиды и Осириса, и Гора-Ра». 

 

Первоначально небесный Гор Сокол не имел ничего общего с Гором, сыном Исиды. Борьба Гора, бога солнца, с силами тьмы, была объединена с продолжительным сражением Гора Мстителя с Сетом, убившим его отца. Гора-Солнце  можно отличить от Гора, сына Исиды, по дополнительным именам, под которыми этот бог почитался в разных номах и которые с течением времени стали представляться самостоятельными божествами. Особую важность среди форм проявлений Гора имеет, прежде всего,  Гор-старший, греческий Ароэрис, особенно почитавшийся в Летополе, матерью которого считалась богиня Хатхор. Там же ему поклонялись и как Гер-Кхент-Ан-Ма, Гору, Владыке Невидящих, «который должен был быть слепым и символизировал солнечное затмение».  Он изображался с головой сокола (или ястреба). «Среди его священных животных была землеройка, которая, согласно Плутарху, получали в Египте божественные почести, потому что она была слепой, а также потому, что тьма древнее света».  В нижнеегипетском  номе Фарбетус он почитался как Гор-Мер-Ти, Гор Двуглазый, владыка города Шеденну, глазами которого были солнце и луна.

Широко известен Гор в форме Гор-Эм-Кху-Ти, Гармакис  греков, Гор на Двух Горизонтах, т. е. Гор восточного и западного горизонта. В Гелиополе его отождествляли с Ра и поклонялись ему как Владыке Небес Ра Гармаксису, время от времени носившему «дополнительное имя Тум; там же Иу-с-аас считалась его женой. Он играл выдающуюся роль также и в городе Танисе, расположенном в восточной части дельты Нила, на границе с Азией. И Великий Сфинкс в Гизе, памятник, который, как заставляют нас поверить надписи, существовал во времена царя Хефрена (Хафра), также был посвящен Гармаксису».

Гор-Нуб, Золотой Гор, почитался как бог «восходящего солнца», появляющегося в «золотом великолепии зари». Это был любимый титул фараонов, «и их появление на людях» часто описывалось «как внезапная вспышка света посредством использования слова кха, которое так же обозначает и «восход».   В Верхнем Египте, в г. Омбосе Гору тоже был посвящен большой храм. Этот Гор изображался либо в виде человека с головой ястреба, либо в виде ястреба. В Дендере был известен Гор-Хекенну с головой сокола (ястреба), чьей супругой выступала Баст.

Бог Гор ведущий царицу НефертариВ число богов-Соколов входит и почитавшийся в Фивах бог войны Монту в образе человека с головой сокола.  Его корона была увенчана двумя голубыми перьями и диском солнца, а основным атрибутом было копье.  Отождествленный с Ра и Гором в имени Монту-Ра-Гарахути, Монту боролся с врагами солнца.Три из пяти, пользовавшихся особым почитанием египтян планет, носили имена Гора и изображались в виде одинаковых фигур с головами соколов или ястребов, отличить которых друг от друга можно было только благодаря иероглифам. Этими планетами были Марс, Юпитер и Сатурн. В эпоху Нового Царства Марс назывался «Гором горизонта», позднее, в Греко-римский период, Марс имел второе описательное название - Красный Гор (Гор-Дешер).  Первичным названием Юпитера было Упеш («Сверкающая звезда»), «Гор Сверкающий». Позднее оно было неправильно прочитано как «Гор, открыватель  тайн».  Юпитер называли также «Гор, связующий две страны» и «Гор, освещающий две страны» т. е. Верхний и Нижний Египет. Планета Сатурн в текстах эпохи Нового Царства называлась "Гором небесного быка", а в греко-римский период название сократилось до "Гора-Быка" (Гер-Ка).

Гор мог представляться звездным  Орионом, смешиваясь в этой ипостаси с Осирисом: Орион «рано идентифицировали с победившим богом-солнцем Гором, в то время как его отца Осириса (другими словами, умершую или нерожденную форму самого Гора, который равен Осирису), божество в сундуке или в маленькой лодке, искали главным образом в созвездии прямо внизу, то есть в корабле Арго или его главной звезде Канопе».  Созвездие Ориона представлялось в виде «убегающего прочь и оглядывающегося назад человека вплоть до 2000 г. до н. э.». Он изображался с поднятой правой рукой, обычно пустой, но иногда в ней изображали звезду или иероглиф жизни. «Позднее он стал сжимать копье, что связывало его с воинственным Гором».  Иногда Гор выступал и как Утренняя звезда, раз в 8 лет появляющаяся на предрассветном небе вместе с Исидой-Сириусом (Сотис).

 

  Использованные материалы:

  1. М. Мюллер.  Египетская мифология;
  2. А. Видеман. Религия древних египтян.