Мифология Древнего Египта: Гелиопольская космогонияДревнейшим религиозным центром Нижнего Египта был город Иуну (библ. Он), названный греками городом солнца – Гелиополем. По названию города было наименовано одно из учений о сотворении мира, известное как Гелиопольская космогония. Свидетельства  о существовании  и процветании этого ныне исчезнувшего  древнеегипетского города сохранились в упоминании о нем  в Библии и в описании Страбона, лично посетившего Гелиополь: «В Гелиуполе я видел большие дома, в которых жили жрецы, ибо в древнее время, по рассказам, этот город как раз был кварталом жрецов, которые занимались философией и астрономией; теперь же это  объединение перестало существовать и его занятия прекратились». Именно у гелиопольских жрецов провели 13 лет  Платон с Евдоксом и хотя жрецы, «обладавшие большими сведениями в науке о небесных явлениях»,   хранили свои тайны, но два любознательных грека сумели расположить их к себе и «убедить этих последних сообщить им некоторые основные положения своих учений».

Древнейший календарь был составлен жрецами Гелиополя и был принят самое позднее в 4241 году до н. э. В основе календаря лежали «точные данные наблюдений, для сбора которых требовались тысячелетия».  За отправную точку был принят день, в который совпадали восход Сириуса-Сотис и солнца - Ра с подъемом Нила, соответствующий 15 июня по григорианскому календарю. Поскольку гелиакический восход  Сириуса в этот день можно было наблюдать не ниже широты 30°, на которой находились Мемфис и Гелиополь, а Мемфис был основан гораздо позже Гелиополя, можно сделать заключение, что «центром наблюдения за звездами определенно являлся Гелиополь. ...Известно, что "видение (прорицание)" или наблюдение за солнцем и звездами составляло важную часть ритуала поклонения богу Гелиополя. Нельзя назвать простым совпадением то, что жрецы Гелиополя называли себя "теми, кто видит", а верховный жрец носил титул Великий Прорицатель (urmau)».  Из Гелиополя календарь распространился по всему Египту.

Мифология Древнего Египта: Гелиопольская космогонияМестным богом Гелиополя был антропоморфный Атум с двойной короной на голове, имя которого означает «завершенный поглощением других», «совершенный». У этого бога нет матери, он назывался «создавший сам себя», и поскольку он возник из первобытного хаоса  Нуна вместе с первозданным холмом, Атум отождествлялся  с последним.  Иногда Нун назывался его отцом. Отождествление с земляным холмом – «важный момент гелиопольской космогонии», соотносящий возникновение мира с разливом Нила, по окончании которого из воды появлялась земля, «первозданный холм», символ начала сотворения мира из мирового океана Нуна. Вместе со львом Шу и львицей Тефнут, богами, покровительствовавшими соседнему городу Леонтополю,  Атум составил триаду, выступая в ней верховным богом.

Во многих текстах Атум называется  вечерним, заходящим солнцем. Воплощался в образе змея, иногда ихневмона. В одном из мифов разгневанный Атум грозит разрушить все им созданное и превратить мир в водную стихию. Как змей Уроборос он замыкает круг вечности. В диалоге с Осирисом (глава 175 "Книги мертвых"), который жалуется Атуму на свою жизнь в темноте, Атум говорит, что он "сотворил мир в облике змея и в облике же змея разрушит и уничтожит всех богов, сохранив одного лишь Осириса". Более того, когда мир прекратит существование и возвратится в свое первоначальное состояние – океан Нун, «Атум и Осирис примут облик змей и не будет ни богов, ни людей, чтобы увидеть их".

Атум – «древнейшее хтоническое божество Гелиополя». Рукой  Атума  считалась богиня Иусат, священным деревом которой была акация - «древо жизни и смерти».  В связи с этим следует отметить, что в Гелиополе существовал культ  деревьев, к примеру ива и ишед почитались как богини, город славился деревьями бальзамника, и птица Бену, хранительница книги «в которую записано все сущее и все, что будет сущим», «родилась (или появилась)на вершинах деревьев бальзамника, что в Доме Древнейшего в Оне». В городе находился храм, посвященный отцу богов Атуму, считавшемуся «первым богом» до эпохи пирамид. Однако гелиопольская триада уже включала солярные элементы, поскольку Шу и Тефнут выступали в образах льва и львицы, а "лев олицетворял солнце в небе». О древних формах культа Солнца у обитателей Египта мало что известно, однако бесспорно то, что  поклонение дневному светилу и Нилу существовало издревле и Солнце всегда выходило победителем как в сражении с тучами на небе, так и схватке  со змеем Апопом под землей.  В «Текстах пирамид» (например, Pyr., §145) очень рано встречается  синкретическое божество Ра-Атум, несомненно уже не хтоническое, а солнечное.

Мифология Древнего Египта: Гелиопольская космогонияСо стороны жрецов признание Солнца покровителем Гелиополя было «чрезвычайно мудрым шагом». Ни один из  аспектов бога Солнца не был отвергнут и, прежде всего, совершилось  его слияние с Атумом, исконным богом Гелиополя. Так возникло составное божество Атум-Ра. «Самой  ранней датой смешения Ра и Атума можно считать середину II династии, когда тинитский царь Неферкара впервые включил Ра в имя царя».  В Египте «боги повелевали царями, как те повелевали людьми» и, когда гелиопольским жрецам удалось к началу V династии «возвыситься над монархией»,  гелиопольская доктрина стала общеегипетской.  Предание гласит, что первые цари V династии, Усеркаф, Сахура и Нефериркара-Какаи были узурпаторами, сыновьями супруги жреца Ра, и их "истинным отцом" был объявлен бог Солнца.

Однако  Ра не смог бы утвердиться в Гелиополе без своей семьи. Согласно  представлениям, господствовавшим в других местах, Солнце было сыном богини Нут, ежедневно производившей его на восточной стороне горизонта. Супругом Нут был Геб, и детьми этой пары были Осирис, Сет, Исида и Нефтида. «Соответственно, когда Ра превратился в покровителя Гелиополя и его стали ассоциировать с Атумом, жрецы посчитали нужным поселить у себя всех богов природы в полном составе, сделав их гелиопольцами. Так сформировалось "великое сообщество богов Гелиополя, рожденных у истоков мира"  - знаменитая гелиопольскоя эннеада: Атум-Ра, Шу и Тефнут, Геб и Нут, Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Шу стал представляться олицетворением пространства между небом и землей; Тефнут олицетворяла собой влагу и была женским дополнением Шу, Геб и Нут были  антропоморфными образами земли и неба. Над распростертым горизонтально Гебом-землей, изгибалась Нут, упираясь в него руками и ступнями ног, представляя собой небосвод, который поддерживают Шу и Тефнут. Обе пары богов представляли собой «обожествленные космические стихии.  Специальных мест культа они не имели, храмы в их честь не воздвигались... Лишь в Гелиополе им были отведены специальные места культа».

Осирис вошел в эннеаду «со своей историей, особыми обрядами и статусом умершего и воскресшего царя». Его постарались связать с Ра, утверждая, что именно по велению Ра убитый Осирис был возвращен к жизни Анубисом, Тотом и Исидой, а суд Гелиополя вернул Осирису его права, очистив его от обвинений Сета. Вслед за этим Осирис «был взят из числа богов земли и причислен к богам небесным».

Однако Нут помимо перечисленных детей родила и Гора Старшего, который носил такой же исключительный титул «Великого Бога», как и Ра. Это  делало невозможным первоначальное включение Гора  в состав «Великого» Сообщества богов Гелиополя. Бог Ра "узурпировал место Гора", заменив его имя в царском титуле на свое. Гор был включен лишь во вторую эннеаду, «Малую», и занял там невысокое положение Гора Дитя, сына Исиды, "чье царство по преимуществу, находилось на земле".  В глубокой древности Ра-Атум противопоставлялся богу Осирису. В Текстах пирамид (Pyr., § 145, 146) содержатся изречения, из которых видно, что умерший просил защиты у Ра-Атума: «Ра-Атум не должен отдавать тебя Осирису; он (т. е. Осирис) не должен овладеть твоим сердцем, он не должен приобрести власть над твоим сердцем!». Однако "разногласия" между богами были урегулированы жреческими усилиями, и «на протяжении всей своей многовековой истории египтяне считали, в соответствии с традицией  Гелиополя, божества гелиопольской эннеады своими первыми царями, вслед за которыми стал править Хор, сын Осириса и Исиды».

Использованные материалы:

  1. Страбон. География, XVII, 18;
  2. А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
  3. М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта.