Бог Птах в мифологии Древнего ЕгиптаПтах был одним из важнейших богов Египта. Город Мемфис, древняя столица, заложенная  фараоном Менесом, носил название "Палата души бога Пта", по-египетски Хет-ка-Пта, откуда и произошло  греческое название страны - Египет. Выбор Менеса был основан на удобном расположении будущего города в Дельте, и  выстроенная крепость со знаменитыми белыми стенами и большим храмом антропоморфного бога Птаха, стала центром, вокруг которого начало разрастаться поселение. У города были и другие названия – Весы Обеих Стран, Анх-тауи («Жизнь Обеих Земель»), и mnnfr («устойчивое и прекрасное») -  Мемфис, именуемый так по названию пирамиды Пепи I.  

Птаху здесь предшествовал местный бог Татенен ("поднимающаяся земля"), тоже антропоморфное хтоническое божество, слившееся затем с богом Пта в имени Пта-Татенен. Имя Татенена не встречается в текстах времени Древнего царства, но очень часто встречается в текстах Нового царства. О происхождении самого Пта ничего не известно, однако Порфирий, хорошо разбиравшийся в вопросах, связанных с Египтом, сообщал, что Птах «вышел из яйца, которое выпало изо рта Кнефа», под  именем которого скрывался Непроявленный Бог в образе Змея Вечности, владыки нильского разлива. Изображался Птах в виде мумии человека, обвитой бинтами, с посохом в руке, стоящей на иероглифе, означающем правду и справедливую меру. Его отличительный знак – кисточка в виде цветка в форме колокольчика, ниспадающая от основания шеи на спину. На барельефе храма в Филе Птах изображен в своей сложной ипостаси Птаха Татенена, вращающего яйцо солнца или луны на гончарном круге. Согласно местной мемфисской традиции, Птах изготавливает самого бога Ра на гончарном круге. После 2000г. до н. э. схожая ремесленническая деятельность приписывалась богу Хнуму, слепившему людей из глины. Оба бога называются гончарами.

 

Имя Птаха, возможно произошло от корня «пт» - «открывать». В Книге мертвых  говорится, что он «совершает церемонию «открывания рта» для мертвых, как он когда-то совершал ее для умерших богов», однако, возможно, что эта функция была выведена из его имени. Его имя очень редко упоминаетсяв "Текстах пирамид", даже в мастаба времен Древнего царства оно упоминается изредка, несмотря на то, что в это время он был главным богом царской резиденции - Мемфиса. Также малочисленны упоминания Птаха и в "Текстах саркофагов" последующей эпохи, однако в текстах Нового царства бог Птах упоминается очень часто. Это обстоятельство объясняется тем, что Мемфис, основанный во времена I династии был значительно более молодой город, чем древний Гелиополь, и религиозные традиции Гелиополя еще долгое время доминировали над Мемфисом, который создал свою религиозную систему и был вынужден отстаивать ее авторитет и право на существование. Эта цель была полностью достигнута только в эпоху Нового царства. Тогда  окончательно оформились представления о семье Птаха – его жене богине Сехмет и сыне Нефертуме, о котором упоминали еще  «Тексты  Пирамид», называя его «цветком лотоса у носа Ра», т. е. богом благоухания.  В более поздние времена Нефертум прямо называется сыном Сехмет.  Рамсес III воздвиг для этих божеств часовню, и «Пта, Сехмет и Нефертум пребывают в ней», как сообщает папирус Харриса. Однако Сехмет иногда разделяла свой титул супруги бога и с другими богинями – Бастет, Тефнут, Маат и Хатор, имевшей образ обожествляемой в Мемфисе сикоморы. Иногда сыном Пта оказывается Имхотеп, обожествленный везир фараона III династии Джосера. 

Бог Птах в мифологи Древнего ЕгиптаСамым ранним свидетельством существования особой религиозной системы, отличной от гелиопольской, является текст в честь бога Птаха, высеченный на черном граните по приказу эфиопского фараона Шабаки. Значительные повреждения долгое время затрудняли прочтение текста, однако существующие разногласия в интерпретации отдельных мест, не мешают пониманию мемфисской теогонии и космогонии  в целом. Согласно этому «Памятнику мемфисской теологии» бог Птах являлся верховным божеством, творцом, создавшим вселенную и остальных богов. Оригинальность заключалась в том, что творческим орудием  мемфисского демиурга  было Слово. Мысль порождалась сердцем, «седалищем мысли», и превращалась в объективную действительность после того, как «божественный замысел был произнесен божественными устами». Вера во всемогущество слова была характерна уже для египетской магии, поэтому  не составляло особого труда провозгласить всемогущество бога, обладавшего магическими возможностями. Таким образом, основной идеей  «Памятника мемфисской теологии» является убеждение в силе  магического слова поднятое на высший уровень.  

Гелиопольское влияние отразилось в отождествлении Птаха с Атумом, в создании эннеады по образцу гелиопольской. В тексте «Памятника мемфисской теологии» говорится: "Его эннеада перед ним – это зубы и губы, семя и пальцы Атума. Эннеада – это зубы и губы [бога Пта], уста которого назвали все вещи, породили Шу и Тефнут, породили эннеаду…".  Пта создал себя в восьми ипостасях, названия четырех из них сохранились:  "Пта на своем троне", "Пта-Нун, создавший Атума", "Пта-Наунет, родившая Атума", "Пта, сердце и язык эннеады". В разных текстах этот бог выступает в качестве покровителя ремесел, что позволило грекам отождествить его с Гефестом. Верховный жрец Птаха носил титул «главного мастера», а сам бог считался  также патроном квалифицированных мастеров и архитекторов. Особенным уважением пользовался  он в сообществе ремесленников Деир-ель-Медина (Deir - el - Medina ), около Западных Фив. Он, как полагали, определял индивидуальную судьбу художников. Мастера вырезали стелы, посвященные Птаху, на которых часто вырезались уши, «чтобы поощрить Пта слышать их молитвы». Одним из названий Птаха в Фивах было «ухо, которое слышит».  

 В процессе созидания Птаху помогали Кхнуму, лепщики, которые вначале считались его детьми, а впоследствии – детьми Ра. Их представляли гротескные фигуры карликов с большими головами, кривыми ногами, очень длинными руками, некоторые имели еще и  длинные усы. Греки называли их патэками. Бесчисленное количество этих глиняных фигурок, покрытых глазурью, находят в египетских гробницах. Вероятно, представление о Кхнуму как о помощниках Птаха в создании мира, привело к рождению веры в их помощь и при восстановлении тела умершего. Изображение самого Птаха обнаружено, в частности, в гробнице Тутанхамона. Голову Птаха венчает корона синего цвета – знака  сопричастности богам и небу. Навершие его жезла составляют знаки джед", "анх" и "уас", а лицо имеет портретные черты фараона Тутанхамона, потому что по существовавшим представлениям «после смерти человек приобщается к божеству, становясь единосущным ему».

Культ Птаха был широко распространен. В его храм в Мемфисе стекались тысячи паломников, славивших Птаха как великое небесное божество, солнце и луна в некоторых текстах назывались его глазами. Птах считался также "владыкой истины", божеством справедливости. Почитаемой святыней храма был Апис – священный бык Мемфиса, которого египтяне считали  его "двойником", "живым образом Птаха" (см. Бык-2). Бык Апис был живым воплощением истинного бога города и возглавлял "династию" божественных быков Мемфиса, которые после смерти удостаивались почести быть захороненными в саркофагах в мемфисском Серапеуме. По меньшей мере двадцать четыре быка Аписа поочередно царили в храме Птаха в промежутке между Рамсесом II и эпохой Птолемеев.  В поздние времена Пта иногда воспринимался как двуполое божество.

Помимо Мемфиса культ Птаха процветал не только в таких египетских городах  как Фивы, Абидос, Гермополь, Гермонт, Бубаст, Эдфу, Дендера, Александрия,  о. Филэ,  но и за пределами Египта – в Аскалоне, в оазисе Харга, в Нубии, на Синае. Основание Александрии положило конец дальнейшему развитию Мемфиса, но он продолжал еще сохранять свое религиозное значение. Окончательный упадок города был вызван упразднением культа бога Птаха.

Использованные материалы:

  1. М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
  2. А. Видеман. Религия древних египтян;
  3. Макс Мюллер. Египетская мифология;
  4. Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта.