В зависимости от традиций на месте яблока бывают инжир (смоква), айва или гранатовое яблоко. Заманчивая сладость яблока ассоциировалась с соблазном греха из-за схожести латинского слова malus (яблоко) со словом malum – плохой, злой, греховный. Поэтому в произведениях искусства эпохи барокко нередко смерть в виде скелета держит в руках яблоко: цена первогреха – смерть.
Мотив «запретного плода» существует и в других мифологических системах. Так, в мифах мунда, тибето-бирманцев и австронезийцев сочетаются мотивы лепки человеческого тела из глины и «запретного плода». «Существует немало сибирских текстов, в которых люди становятся сексуально зрелыми, съев определенную ягоду или плод». В якутском мифе антагонист творца, допущенный собакой к еще недоделанным людям, дает одному съесть целую ягоду, а другому - пол-ягоды. Получивший целую ягоду становится женщиной, а получивший половину – мужчиной.
Прототипами библейской версии могут рассматриваться «индийско-австронезийские» варианты мотива «запретного плода». Он встречается в фольклоре фаталуку Тимора: «первая женщина и ее брат вступают в брак после того, как съели какой-то клубень. В микронезийском мифе мужчины рвут цветы с дерева женщин, сходятся с женщинами и становятся смертными, а дерево жизни с его неистощимым запасом съедобных продуктов отвергают».
В тексте Библии не упоминается конкретно, какой именно плод ввел в искушение Еву, но со средних веков запретным плодом стало представляться яблоко. Как символ Христа, «нового Адама», яблоко символизирует искупление греха и, таким образом, спасение.
Картины о рождении Христа показывают младенца Иисуса, который берет яблоко; символически он, таким образом, берет на себя грехи мира, поэтому яблоки на рождественской елке могут истолковываться как возможность возврата в рай благодаря рождению Христа.
Из-за своей почти круглой формы яблоко воспринимается как космический символ, поэтому короли и цари наряду со скипетром держат в руках «державное яблоко», представляющее весь мир (державу).
Использованные материалы:
- Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
- Ю.Е. Березкин. До или после Завета? «Оплеванное творение» и сопутствующие мифологические мотивы в Евразии;
- Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов.