По мифологическим представлениям алтайских народов в центре земли, там, где расположен ее пуп,  растет гигантская ель, достигающая верхушкой дома Ульгеня. Мировым деревом,  достигающим своей вершиной до неба,  выступает ель и в мифологии якутов.

У обских угров ель соотносилась с Мир-суснэ-хумом. Так, на родовом жертвоприношении хантов Тигоновых (р. Ляпин) в снег втыкали три деревца: ель, березу и кедр, изображавших соответственно Мир-сусне-хума, Калтащ и Нуми-Торума.

Ель играла большую роль в обрядовой жизни нивхов. Для медвежьего праздника выбиралась поляна среди лиственниц и елей. Столбы для привязывания медведя изготовлялись из «стройных елочек, очищенных, вплоть до пушистой верхушки, от коры». После того, как медведя выпускали их клетки, ему надевали ошейник и пояс и трижды обводили по ходу солнца вокруг землянки хозяина. «Во время обхода нивх из рода зятьев погладил зверя елочкой, а затем сломал деревце о его бок, что имитировало удар копьем». После того, как медведя убивали выстрелом из лука, его тушу привязывали  к молоденькой елочке, воткнутой возле одного из столбов.

 

Эта привязь к елочке имела большой ритуальный смысл. Сама  елочке называлась пры, от глагола прыд  - "приходить" и ее ставили у шеи либо убитого медведя, либо пойманного и связанного для переноски медвежонка. В этом действии заключался первый смысловой этап ритуала – «переход медведя из мира горных людей к нивхам». Главными событиями этого этапа было «убиение зверя и маркирование его "прихода" к людям привязью к елочке».

Медведь был предельно сближен с елью. О специально изготовляемых из елей столбах уже было сказано, кроме них на площадке устанавливали еловую плаху, на которую возлагали голову убиенного зверя, а «рядом с амбаром, куда помещали черепа медведей,  ставили елки – по числу убитых медведей... Под части медвежьей туши, под чашки с медвежьим мясом, когда их переносили, а затем устанавливали, обычно подстилали еловые ветви. ...Подобно тому, как на первом этапе ритуала производилось привязывание убитого медведя к елочке, на втором смысловом этапе ритуала проводов производится закрепление на еловом деревце сакральных частей его тела».

Изображенное на амулетах нивхов злонамеренное для людей существо представляло собой  человека  с медвежьей головой, горного человека. В то же время горный человек, помогающий в охоте и в избавлении от ревматизма изображался не с медвежьей, а «с человеческой остроконечной, или конусообразной головой; таким же описывают его нивхи и в быличках ("Голова – как елка")».  Свое происхождение нивхи вели от лиственницы и полагали, что ороки произошли от березы, а айны – от ели.

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. I;
  2. Мировоззрение финно-угорских народов. /Сборник научных трудов// А.М. Сагалаев. Птица, дающая жизнь (из тюрко-угорских мифологических параллелей);
  3. А.Б. Островский. Мифология и верования нивхов.