Красочное описание ладанных деревьев, встреченных в Йемене во время путешествия по Южной Аравии, приводит востоковед-этнограф М. Родионов: «Деревья растут почти на отвесном склоне ущелья аль-Габр, взбираясь и на плоскогорье. Блеклая серовато-зеленоватая кора, кроны толстых извилистых веток похожи на клубок одеревеневших змей. Не отсюда ли родилась легенда о том, что ладаносную босвеллию охраняют от непрошенных гостей змеи? ...К моим ногам падает ветка, усеянная овальными листочками с мелкими зубчиками по краям. Из среза ветка сочится душистым молочным соком. ...Выступают молочные капли, на наших глазах превращающиеся в белесые кристаллы, вроде поваренной соли. Месяца через два можно возвращаться за ладаном». Испокон века у бедуинов принято жевать ладан: «Его горечь прохлаждает гортань и услаждает душу. Считается, что все дурное бежит от аромата ладана. Поэтому им до сих пор окуривают ложе новобрачных и скамью для обмывания покойных, важное письмо и нательное платье».
У древних евреев при общении с Богом жертвенные курения применялись как символ поклонения, а также для умиротворения гнева Божьего. Некоторые племена на Среднем Востоке ассоциировались именно с караванами благовоний. «Библейские «сыновья Хеттуры» Зимран, Иокшан, Медан и Мадиан не были реальными людьми, это были названия племен, торгующих благовониями (1 Пар. 1:32). В тексте Хеттура была названа наложницей Авраама лишь для того, чтобы указать на связь праотца евреев с прибыльной торговлей благовониями. В действительности, Хеттура тоже не являлась реальным человеком, ее имя просто означает «благовоние».
Возжигание благовоний помогало скрыть неприятные запахи при жертвоприношении. Древние евреи приносили Господу мясо, сжигаемое на жертвеннике, которое называлось «всесожжение Господу, благоухание приятное, жертва Господу» (Исх. 29:18) «Однако сам тот факт, что древние жертвенники и все, что к ним прилагалось, являлись одновременно скотобойнями, наверняка лишал этот запах благоухания». Поэтому сожжение благовоний было эффективным средством, заглушавшим неприятный запах при жертвоприношениях. Окуривание при похоронах применялось с этой же целью – чтобы скрыть запах разложения. Впоследствии поднимающиеся вверх клубы ладанного дыма стали символом души, возносящейся к небесам.
Использованные материалы:
- М. Родионов. Голубая бусина на медной ладони;
- Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства.