Частью обряда чествования березки было «кумление» девушек. В Саратовской губернии процессия девушек направлялась в лес, неся вместе с живой березой разную снедь – пироги, обязательную яичницу - и распевая песни в честь березок. Одним из основных моментов обряда было «завивание березки»: девушки «связывали верхушки двух молодых березок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. ...При завязывании венков девушки обычно кумились. Обряд кумления был очень распространен в центральных и южных русских областях. На связанные в виде круга ветви берез вешали крестик, и девушки попарно целовались через этот венок под пение «покумимся кума, покумимся, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли друг друга кумой».
Это был девичий праздник, на котором иногда девушки в складчину устраивали пирушку, договорившись с какой-нибудь хозяйкой избы. «Мужчинам же, когда обряды соблюдались достаточно строго, запрещалось бывать при этом». Во Владимирской губ. с березкой ходили по полю, а потом кидали ее в рожь. В некоторых южных русских губерниях кумление соединялось с похоронами кукушки: сделанную из травы или соломы «кукушку», одевали и клали в гробик, который зарывали в тайном месте в лесу. На третий день гробик открывали и кукушку выбрасывали. В Мезенском районе Архангельской области красные пятнышки на березовых листочках называли кукушкиными слезами (параллельное название марьины слёзы).
«На троицын день ходили развивать березки – раскумлялись. Девушки гуляли в венках, а потом бросали их в реку». В зависимости от того, как плыл венок, делали предсказания: в какую сторону поплывет, в ту сторону и выйдет девушка замуж. Если венок тонул – его владелице грозила смерть. В Сибири такую срубленную и украшенную березку называли гостейкой. В Тугулымском районе Свердловской области троицкую березку называли Марьюшкой: «Марьюшку в платте оденут, все у ей, как у бабы. Платочек завяжут и в воду бросают». Сопоставление образов троицкой березки, кукушки и Марьюшки приводит к выводу о том, что первые два образа являются «растительной и животной ипостасью «некоего женского существа по имени Марья».
Обряд, в котором топили березку-Марьюшку, позволяет провести параллель с утопленницей-русалкой. Видимо, неслучайно в поверьях русалки предпочитали березовые ветви всем остальным. В Тотемском уезде Вологодской губ. сам Семик назывался русалкой. На Украине Троицкая неделя называется - русальная, в Белоруссии русальной считалась неделя после Троицы.В Полесье считали, что русалки «с березы спускаются» или «на березах качаются»; в русальных песнях они сидят «на белой березе» или на «кривой» березе. Березы, ветви которых свисали до земли, считались принадлежащими русалкам, и на Троицкой неделе к ним боялись приблизиться. Крестьяне Дмитровского края (под Москвой) верили, что в березовые ветки на Троицу вселялись души умерших родственников.
В Польше березы с опущенными до земли ветвями одиноко растущие в поле, назывались деревьями духов. Считалось, что в них вселялись души умерших девушек, которые по ночам выходили из дерева и «затанцовывали» насмерть случайных прохожих. И, конечно, с березами были связаны ведьмы, которые могли летать не только на помеле, но и на березовой палке, и что уж совсем удивительно, надаивать молоко с березовых ветвей. Связь с потусторонним миром, естественно, делала березу действенным оберегом против происков нечистой силы, представители которой – ведьмы - могли затесаться между душами умерших. Для защиты от ведьм накануне дня Ивана Купалы березовые ветки втыкали над дверями хлевов, чтобы не дать ведьмам проникнуть к коровам и навредить им; на рога коровам надевали березовые венки.
Использованные материалы:
- Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры
- Е.Л. Березович. Иван да Марья: к интерпретации образов севернорусского дожинального обряда;
- Л.Н. Виноградова, В.В. Усачева. Береза http://pagan.ru/slowar/b/bereza0.php