В Англии рябину называют горным ясенем, и существует мнение, что скандинавская «кобыла Игга» - ясень Иггдрасиль на самом деле был рябиной, черпавшей свою силу из источника Урд и считавшейся «первородным древом жизни». Кое-где ее называли «ведьминым деревом», однако она же считалась самым действенным оберегом от ведьм. Извозчики и всадники пользовались кнутами из рябины или носили на шляпах рябиновые веточки, чтобы не позволить ведьмам околдовывать своих лошадей, отчего последние могут сделаться непослушными и беспокойными или, наоборот, стоять неподвижно в течение нескольких часов. В Йоркшире даже существовала поговорка: «Если у тебя кнут из рябины, по любому городу проедешь».
Рукоятки маслобоек делались из рябины, чтобы масло сбивалось, и ведьмы не смогли бы его заколдовать. Детей оберегали от ведьм, делая качалки на колыбелях из рябины. Колья, жерди загонов, оси плугов, колышки для закрепления пут, которыми связывают коровам ноги при дойке, - все эти предметы изготовлялись из рябины. На острове Мэн в канун Первого мая, самое опасное время в смысле происков ведьм, к хвостам коров и быков привязывали рябиновые крестики, сделанные без помощи ножа.
Считалось, что ношение при себе веточки рябины защитит от всякого рода чар, невезения и приступов ревматизма. 3 мая в древности был праздником, связанным с рябиной. Превратившись с принятием христианства в День Святого Креста, он сохранил многие черты древнего праздника из-за чего во многих местах его называли «рябиновым днем». В этот день (а иногда и 13 мая, в праздник обретения Креста по старому стилю) в дом торжественно вносили ветви и побеги рябины, чтобы защитить его и хозяйственные постройки до следующего мая.
В Средневековье считали, что кол, вбиваемый в сердце вампира, следует сделать из рябины, а не осины, а эльфы и прочие мелкие духи очень боятся ее ягод. Поговаривали, что рябина лучше, чем любое другое растение, растет близ старых захоронений. Вместе с тем, считалось хорошей приметой, если рябина росла возле дома и срубать ее без крайней необходимости не рекомендовалось. Плохим знаком было увядание дерева без видимой причины. Считалось, что рябине молния не страшна, и поэтому, в качестве защиты этими деревьями обсаживали все поселения, а также храмы. В Линкольншире маленькие побеги рябины вставляли под стрехи крыш и в стога сена для защиты их от пожара.
В Вестфалии и в Германии рябина тоже считалась мощным орудием против колдовства, применявшимся не только фермерами, но и горожанами. В Норвегии моряки и рыбаки держали в лодках ветки рябины – на счастье. В Скандинавии рябина была связана с громовержцем. Обычное скандинавское имя Тор-бъорг (Thor-bjoerg), буквально означает "помощь Тору" и, возможно, соотносится с тремя магическими предметами, которые помогли Доннару (Тору), богу грома и бури, в борьбе с йотунами. Этими магическими предметами были пояс силы, посох и рябиновый куст, ухватившись за который в последний момент, Тор благополучно перебрался через реку Вимур.
Использованные материалы:
- Рэйвен Гримасси. Викка. Древние корни колдовских учений;
- Кристина Хоул, Энциклопедия примет и суеверий;
- Энциклопедия суеверий.