В шумерской мифологии известен мотив священной травы. В мифе о новогоднем браке Инанны с царем свадебный текст так описывает приготовление брачного ложа: «Траву альфа очистив кедровым благовонием, возложили они на постель госпожи, / накрыли постель для нее покрывалом… ".

В шумеро-аккадском мифе  царь Этана верхом на орле взлетает на небо, чтобы достать «траву рождения», ибо жена царя не может разродиться. Можно предположить, что миф повествует о засухе, при которой земля без дождя не может «разродиться». Аналогичный мотив сохраняется и в мифе о нисхождении Инанны в подземное царство. С уходом богини плодородия жизнь в природе угасает, не растут травы и владычица подземного царства Эрешкигаль мучается в предродовых муках, не имея сил разродиться. Мы не узнаем из мифа, удалось ли царю достичь неба и осуществить свой замысел, но примечательна эта история тем, что в ней впервые описывается вид земли с высоты птичьего полета.

 

 

В Древнем Китае богов приглашали спуститься с неба для принятия жертвенной пищи и стелили для них траву или циновки из пырея, чтобы боги не повредили себя, упав с высоты на  землю. Существовало представление о чудесной траве бессмертия - сянь-цао, растущей на острове Пэнлай  в Восточном море.

У народа эдо, проживающего во Вьетнаме, существовала вера в доброе божество Ае Кэбоалан,  ведавшего влагой и ростом корней. Представлялся этот бог существом с головой человека и телом дождевого червя.

Интересными обрядами сопровождались посадки ямса  у абелам Новой Гвинеи: периодически во время роста растений, мужчины выплевывали на них имбирь и другие травы, утверждая при этом, что растения для магии должны иметь хороший запах. У соседей абелам – горных арапеш  существовал миф о происхождении ямса из костей погибшей Имоген, матери-казуара, кости которой сыновья закопали."Из костей вырос ямс. Они выкопали его и вновь посадили. При этом они держали в руках волшебные травы и взывали к Имоген».

Селькупы почитали Ылэнта кота, старуху,«мать земли», которая  ведала не только рождением детей, но и взращивала травы и врачевала детские болезни. Эта богиня считалась охранительницей дома, семьи и очага.  Трава-родитель фигурирует в ненецком мифе о  происхождении голубики: у Цветущей травы и  Солнечного тепла родилась дочь, которую вознамерился увезти Холод. Девушка застыла в пути и рассыпалась ягодами голубики.

Ацтеки называли травы «страной лекарств». Олицетворением трав и корней, необходимых для приготовления вина октли, был Патекатль («он из страны лекарств»), муж богини агавы Майяуэль. Изображался с топором и щитом, или с листом агавы и копательной палкой в руках.

Алеуты при мумифицировании своих покойников использовали травы, заполняя ими брюшную область трупа.

 Использованные материалы:

  1. Торкильд Якобсен. Сокровища тьмы. История месопотамской религии;
  2. Мифы народов мира, т. I, II;
  3. Л.А.Иванова. Утварь к ритуалам культа ямса у абелам Новой Гвинеи в коллекции фонда Н.Мишутушкина – А.Пилиоко//Мифы, культы, обряды народов  зарубежной Азии;
  4. Л.В. Хомич. Представления ненцев о природе и о человеке//Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и севера (вторая  половина XIX – начало XX в.)