Бузина издавна почиталась в Европе как священное дерево, связанное с подземным миром и его владычицей. В древесном алфавите друидов она является отдельной буквой – «ruis» и обозначает период с 23 ноября по 25 декабря. У друидов древней Британии был свой Зодиак, который состоял из 13 знаков, соответствующих 13 деревьям. Тринадцатый знак соотносился с бузиной и содержал часть созвездия Змееносца, расположенного между созвездиями Стрельца и Скорпиона.
Бузина символизировала бузинную матушку или старуху Кайллех, властительницу царства мертвых Хель. В скандинавской и германской мифологии бузина считалась обиталищем Старейшей Матери, у которой необходимо было спрашивать разрешения, прежде чем срубить сучья или спилить само дерево. В германских языках даже в названии этого растения отражена старость, старшинство, старейшинство, как и в английском названии бузины – «элдер». Матерь Бузину звали Элле или Хильдемор. германцы звали Фрау Эллен, англы – леди Элхорн. Cогласно Старшей Эдды, черную бузину избрала своим домом богиня Фрейя. Датские лесорубы перед рубкой бузины говорили: «Хильдемоер, Хильдемоер, позволь срубить твои ветви». Повсеместно считалось непозволительным отрубать ветви у «живой» бузины, не спросив на то разрешения.
Пруссы почитали бузину священным деревом, под которым обитал Пушкайтс, божество, ведающее злаками. Главный из 2-х праздников в его честь приходился на октябрь, когда урожай уже собран. Имя Пушкайтса было связано с "опушаться, расцветать", в латышском языке puškuot означало «украшать цветами», соцветия самой бузины имели вид метелочки с пушистыми веточками. Русское «пушистый» соотносится с его именем, среди латышских богов упоминается бог подземного царства Пушкейс, лесной бог, и в ведийской мифологии известно имя божества Пушана (pusyati –«цветет»), а авестийский дэв носит имя Апаоша (из A-puš, «лишенный процветания»). Во внешнем образе Пушкайтса подчеркивается его волосатость, всклокоченность, «распушенность».
Согласно "Саудовской книжечке" (1563), к бузине, под которой живет Пушкайтс, приносят хлеб, пиво, просят послать бардзуков, подземных человечков ростом с локоток, и маркополей - гномов, находящихся в услужении у Пушкайтса, чтобы они наполнили амбары зерном и сохранили хлеб. Поздние источники упоминают культ Пушкайтса не только в Пруссии, но и в России, Жемайтии, Ливонии. В поздних источниках барздуки превращаются в Bezdukkai под влиянием польского bez, "бузина".
использованные материалы:
- Барбара Уокер, Символы, сакралии, таинства;
- Мифология, Большой энциклопедический словарь;
- Кристина Хоул, Энциклопедия примет и суеверий