Цветы
Цветы в мифологии
Цветы в мифологии
Этимология названия неясна, некоторые связывают этот цветок с древнегреческим городом Аконе, в окрестностях которого акониты росли в изобилии, другие производят его название от греч. Aconae — «скала, утёс» или Acontion — «стрелы». Токсичность растения вызвана содержанием в нем алкалоидов, которые, воздействуя на центральную нервную систему вызывают паралич дыхательного центра.
Древние греки считали амарант цветком бессмертия и посвятили его Артемиде, древнегреческой богине охоты, и ее царственному жрецу и повелителю охоты Амаринту. Он был правителем одноименного города и возглавлял храм Артемиды Амаринты. В греко-римской культуре амарант широко использовался на изображениях богов и для украшения могил спасателей-героев, символизируя исцеление и загробную жизнь.
В V в до н. э. культ Адониса распространился в материковой Греции. Греческий миф повествует о любви Афродиты к прекрасному юноше Адонису. Артемида, разгневанная тем, что Адонис отдает предпочтение Афродите, а не ей, насылает на него дикого кабана, который смертельно ранит юношу своими клыками. Горько оплакивая смерть Адониса, Афродита превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь. Юношу оплакивают хариты и мойры, из его крови расцветают розы, а из слез Афродиты – анемоны.
В Англии существовала примета, что если рвать анютины глазки в ясный день, то вскоре пойдет дождь. Поскольку практически во всех мифологических системах дождь (как и погода в целом) находится «во власти» умерших предков, «английское суеверие, усматривающее взаимосвязь между анютиными глазками и дождем, и русское поверье, называющее их «цветами мертвых», находятся во взаимодополняющих отношениях в "пространстве" единого комплекса мифо-поэтических представлений».
В Европе его называют Адам-и-Ева, быки-и-коровы, леди-и-джентльмены, жеребцы-и-кобылы, короли-и-королевы, леди-и-джентльмены, лорды-и-леди. Экзотический вид этого цветка породил и такие завуалированные его названия, как бычий штырь, штырь священника.
Народная легенда связывает происхождение и название барвинка с обидой этого цветка на фиалку – у обоих цветки распускались ранней весной, но люди обращали больше внимания на фиалку, чем на барвинок. Тогда богиня Флора подарила барвинку более крупные цветки и более долгую жизнь, и с тех пор растение стало именоваться первинкой (от латинского pervinco – «победить, разгромить»).
Вместе с тем, считалось, что барвинок малый обладает свойствами оберега. Полагали, что венок из него, повешенный над входом, помогает отогнать нечисть и обнаружить ведьму, кроме того, предохраняет дом от удара молнии.
В Австрии и Германии венки из барвинка использовали для гадания на замужество: в ночь на святого Матвея (24 февраля) девушки плели из него венок, который бросали в проточную воду. Если, покружившись с завязанными глазами, девушка сможет поймать венок, значит в этом году ее ждет замужество.
Съесть любую часть белены, особенно корень, считалось крайне опасным, потому что, как считалось, от этого может наступить бесплодие, помешательство или глубокий транс. Этому растению приписывали и снотворные свойства. В Уэльсе бытовала примета, по которой ребенок, уснувший подле белены, уже никогда не проснется. Горячая ванна для ног из отвара белены перед сном применялась как средство от бессонницы.
Другие народные названия вербены: жилка Венеры, седьмая трава Венеры, кровь Меркурия, святая трава, трава Грации, голубиная трава, колдовское растение, ван-ван, железняк. Римляне считали ее священным растением богини любви Венеры, обладающим способностью возбуждать любовь. По этой причине в Германии венок из вербены часто дарили в день свадьбы невесте на счастье и для того, чтобы обеспечить ей обильное потомство.
Родовое латинское название вереска обыкновенного (Calluna vulgaris) происходит от греческого слова kallyno "делать красивым, чистить", так как из вереска делали мётлы. Видовое название vulgaris дано этому растению из-за широкой распространённости вида.
Вереск (норв. Røsslyng) — национальный цветок Норвегии. В Британии белый вереск считается счастливым растением, так как на нем единственном нет крови пиктов, которых когда-то безжалостно вырезали саксы и римляне. В Шотландии добавляют, что «вереск никогда не вырастает на могилах членов клана».
В Европе в настоящее время известно более 100 видов герани. Практически в каждом доме растет комнатная герань, которая цветет почти весь год и, по народным поверьям, защищает семью от злых сил.
По легенде этот цветок вырос из крови убитого юноши Гиацинта, по имени которого и был назван. Гиацинт был спартанским царевичем и, согласно сказанию о первой гомоэротической мужской любви, был почитаем певцом Фамиридом, а также Аполлоном. Греческий миф рассказывает о любви Аполлона к прекрасному юноше, и о ревности Зефира, западного ветра. Во время метания дисков, Зефир отклонил диск, пущенный Аполлоном, в сторону Гиацинта, и юноша упал, сраженный насмерть.
Это растение греки называли «diktamnon» поскольку оно было посвящено критской богине луны Диктинне («та, что с горы Дикта») . «Древние относились к бадьяну с уважением, смешанным со страхом, из-за его любопытных свойств, давших ему иное имя – «растение-газ». Бадьян в небольших количествах выделяет горючий газ, который может вспыхнуть, если зажженную спичку или какой-нибудь другой источник огня поднести к цветку у основания стебля».
Первое письменное упоминание о нем находится в древнейшем китайском сочинении о лекарственных средствах «Шень-нун-бэн цао», относящемся к I в. до н. э., хотя в восточной народной медицине он применяется не менее 4—5 тысячелетий. Китайцы почитали женьшень именно по той же причине, по которой европейцы почитали мандрагору – из-за причудливо извилистых корней, часто имевших форму человеческого тела. Именно корень вызывал чувство благоговения перед этим растением, и будил бесчисленные эротические фантазии.
Некоторые кактусы (Opuntia ficus-indica) использовались в религиозных ритуалах, служили продуктом питания, другие - в качестве медицинских препаратов, как строительный материал или в качестве источника красящих веществ. Цветущий кактус, изображенный на мексиканском гербе – это напалея кошениленосная. Это растение знаменито тем, что на нем в огромном количестве размножается тля-кошениль, из высушенных особей которой получают алую краску для тканей и пищевой краситель.
Восприятием Виракуты как страны, находящейся в потустороннем мире, объясняется правило называть в походе вещи не своими именами, например, голову - горшком, нос - мужским членом, волосы - волокнами или корнями кактуса. Ведь в ином мире все наоборот, все перевернуто. «Вот мы все собрались в центре города, под луной, и нам совсем не удалось набрать пейота, наши корзины наполнены одними цветами», — говорят паломники, стоя посреди пустыни под палящим солнцем с корзинами, полными пейота».
В поход за священным кактусом отправляются за три сотни миль в гористые районы Сьерра-Мадре в западной Мексике. Там был сотворен мир, там некогда жили первые люди, и первый шаман когда-то возглавил откочевавших из этих мест божественных предков в походе, возвращавшем их в священный центр мира. По преданию боги-прародители «сидели, образовав круг, в храме уичолов, и каждый жаловался на свои недуги».
Пейотль применяли не только жрецы, чтобы вызвать различные видения, а потом передать увиденное народу как священное пророчество. Он широко использовался в народной медицине. В виде кашицы его применяли как наружное болеутоляющее и протвовоспалительное средство - наносили на раны, места ожогов и укусов змей, лечили им ревматические боли. При приеме внутрь пейотль стимулировал сердце и кровообращение, придавал силу и выносливость, снижал температуру тела и успокаивал кашель.
Отношение уичолей к пейотлю в корне отличается от негативного отношения западной культуры к этому растению, как к наркотику. Антрополог Питер Фурст в своей книге «Галлюциногены и культура» приводит забавный случай, иллюстрирующий точку зрения индейцев: когда один из корреспондентов в присутствии шамана уичолей назвал пейотл наркотиком, шаман кратко ответил, что «аспирина – наркотик, пейотль – священное растение».
Трилистник считался воплощением трех матерей кельтской магии, известных под названием три Бригиты или три Морганы, триединой «матери-сердца» кельтских племен.
Английское название трилистника («shamrock») пришло из арабского языка, в котором это слово, по-видимому, означало тройственную богиню доисламского пантеона. Такое же священное значение имело тройное украшение, часто встречающееся в индуистской культуре.