Однако потоки воды, приносимые грозой, представляли не только угрозу жизни, но и дарили эту жизнь всему живому. Эта двойственность отразилась на образе Сета представлением о связи этого бога с плодородием. Осел отождествлялся с Сетом или Тифоном, как его называли греки, «не только из-за своей окраски, но также из-за глупости и похотливого нрава», - сообщает Плутарх. Присущая ослам половая потенция делала это животное сопричастным плодородию, и осел выступал символом даже Бога Солнца. В текстах отражено это противоречивое отношение к Ослу. В одном из гимнов умерший молится: «Да сражу я Осла, да сокрушу я демона-змея Себау», но глава XL Книги Мертвых озаглавлена «О том, как отогнать прочь пожирателя Осла», и на виньетке изображен умерший, пронзающий копьем чудовищную змею, смыкающую челюсти на спине осла. Тем не менее, последующая демонизация образа Сета привела к тому, что уже в Новом царстве в праздник Осириса проводился ритуал, при котором «осел Сета» закалывался копьем. В Бусирисе на жертвенные лепешки наносилось изображение осла, а сам иероглиф «осел» для того, чтобы обезвредить «тифоническую» силу этого животного, «снабжался ножом на загривке».
Сетх издревле ассоциировался с мужской сексуальной силой, что подчеркивалось не только соотнесенностью его образа с образом похотливого осла, но и связью с растительном символом плодородия – латуком. Этот салат считался растением итифаллического бога Мина, статуя которого часто возвышалась перед грядками латука. Египтяне «давно заметили, что латук возвращает мужчинам половую силу, а женщинам – плодовитость. Поэтому его употребляли в больших количествах», и зеленый латук можно было часто видеть на жертвенных столах. Однажды, во время перемирия в борьбе за верховную власть над обеими землями Египта, распутный Сет пригласил Гора, сына Исиды, провести с ним ночь, однако его попытка оплодотворить Гора закончилась неудачей. В ответ на жалобу Гора своей матери, Исида решает с помощью хитрости показать богам превосходство Гора над Сетом. Отправившись к садовнику сада Сета, Исида узнает какие травы предпочитает есть Сет: «Не ест Сет никакой травы здесь у меня, кроме латука», Исида кладет на латук семя Гора, которое Сет съедает вместе с листьями и становится беременным. Когда оба вновь предстают пред судом Девятки, Гор требует вызвать семя Сета – оно отвечает из болота, а в ответ на вызов семени Гора, семя выходит изо лба Сета в виде золотого солнца. Суд богов признает право Гора на наследие отца – власть над обеими Землями.
Борьба Сета с Гором длилась 80 лет, и во время одной из схваток Гору удалось оторвать тестикулы Сета, а сам Гор лишился глаз. Хатор исцелила ослепленного Гора, смазав его глазницы молоком антилопы, что же касается Сета, то распутный бог, судя по всему, так и остался лишенным производительной силы. Начало вражде Гора с Сетом было положено задолго до рождения Гора Дитя. Воцарение Осириса царем Нижнего и Верхнего Египта как будто на время примирило противников. Однако Сет только выжидал момента, чтобы вновь заявить о своих притязаниях на Нижний Египет. Наиболее полную историю драматической судьбы Осириса дает Плутарх. В ней Осирис предстает добрым царем, который «просвещал и наставлял свой народ... научил людей обрабатывать землю и улучшать ее плоды, дал им свод законов» и прочие блага цивилизации. Полной противоположностью ему выступает Сет, коварный завистник, ждавший удобного случая, чтобы расправиться с братом. После возвращения Осириса на родину из путешествия, предпринятого в другие страны с цивилизаторской миссией, Сет с 72 заговорщиками хитростью заманил Осириса лечь в богато разукрашенный саркофаг, после чего захлопнул и заколотил гвоздями крышку, залил свинцом и вместе со своими сообщниками спустил саркофаг в море через Танисское устье Нила.
С изменением климатических условий в регионе и происходивших там политических перемен, в некогда могущественном и амбивалентном образе Сета постепенно начал выделяться и все более подчеркиваться отрицательный аспект. Практически параллельно с уподоблением Сета Апопу, Сет был также отождествлен со звездами Большой Медведицы. В Древнем Египте это созвездие называлось Бедром Коровы, позже превратилось в ногу Сета ("мештв", "Нога быка"), в его стопу, закованную в кандалы. Из текста папируса Жумильяк мы узнаем, что «после того, как он (Хор) отрезал его (Сетха) переднюю ногу», он забросил ее в середину неба под охрану богов, где «Великая Гиппопотам держит ее так, что она не может двигаться среди богов». Тесло - инструмент для отверзания уст статуи или мумии в обряде, – имело такие же очертания, как это созвездие и изготовлено было из железа, происхождение которого тоже связывалось с Сетом. Тексты описывают, как "жрец брал в руки тесло и, касаясь им четыре раза рта и глаз статуи, говорил: "… я разделил уста твои теслом Анубиса… ляшкой железной, которой раскрывают уста богов». Важная роль этого обряда заключалась в представлении о том, что именно после этого мумия «оживала», получала способность двигаться: «Гор разделяет уста статуи Осириса имярек тем, чем он разделил уста своего отца, чем разделяют уста богов – железом, вышедшим из Сета… Ты отверз уста статуи Осириса имярек, и он идет, он ходит…". Жрец, выполнявший обряд отверзания рта, носил титул Гор Летополя, а сам город назывался также "Город удара молнии" по той причине, что был тесно связан с метеоритным культом. Согласно легенде кости самого Сета были сделаны из железа, которое называлось"металлом небес»,поскольку на протяжении долгого времени египтяне знали только метеоритное железо. Тексты пирамид, описывая посмертную судьбу фараона, утверждают: "Кости царя – железные (бья), и его члены – неугасимые звезды…"
Использованные материалы:
- Д. Ролл. Генезис цивилизации. Откуда мы произошли;
- М. Луркер. Египетский символизм;
- Пьер Монте. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов;
- М.Э.Матье. Древнеегипетские мифы;
- М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта;
- М. Мюллер. Египетская мифология.