Плутарх так описывает эти битвы в трактате De Iside et Osiride: «Египтяне говорят, что Тифон (Сет) иногда бьет Гора в глаз, иногда вырывает его, проглатывает его, а затем возвращает солнцу. Удар – это аллегорическое описание ежемесячного убывания луны. Под вырыванием глаза они подразумевают затмение этого ночного светила, которое солнце исцеляет, вновь зажигая его, когда оно выходит из тени Земли». Еще больший страх вызывали у древних египтян затмения Солнечного Глаза. У многих народов древности затмения солнца были связаны со сменой правящего царя, воплощения Солнца на земле. Внезапная тьма, покрывающая хоть и на краткое время светлый лик Солнца была предвестником гибели правителя. Убивая газелей, львов и гиппопотамов, царь действовал подобно Гору и «защищал людей от зла, которое Сет мог причинить им».
Воплощением этой тьмы и разрушений был бог Сет, от происков которого погиб бог Осирис: «Сама судьба распорядилась так, что Сет стал врагом Осириса», потому что первый был воплощением бесплодной пустыни, иссушающего ветра, засухи и разрушения, а второй – воплощением растительности и поднимающихся животворных вод Нила. День гибели Осириса выпадал на то «губительное время, когда уровень воды в Ниле понижался... а пшеничные колосья, уже скошенные серпом... распадались на зерна, которые хоронились в землю. ...Сын Осириса, подобно молодой пшенице, подобно разливающемуся Нилу, подобно раскрывающемуся бутону, появляется на свет после смерти отца».
Его назвали Гор Дитя, Гарпократ, и по этому имени можно отличить Гора, сына Исиды, родившегося в Хеммисе, от Гора Старшего, бога Летополя. В Текстах пирамид поясняется, что Гор не был обычным сыном, что рожден он от мертвого отца, воскрешенного на время магией Исиды. «Рисунок Исиды, забеременевшей от мумии Осириса, появляется в текстах и храмовых росписях как высшее свидетельство чудес, которые она совершала».
В мифах землепашцев Сет, как бог пустыни, был естественным врагом Осириса, бога произрастания и Нила. Первоначально Гор Мститель за отца был просто местным богом-соколом, родившимся в Хеммисе, где правила Исида: «...боги, Дети Неба, сделали красную корону для Великой Исиды, для той, кто надевает корону [пояс] в Хеммисе, кто совершает возлияние для ее сына, юного Гора, когда тот пересек землю в своих белых сандалиях и отправился искать своего отца Осириса». Мифы повествуют о его длительной тяжбе и борьбе с Сетом. «Он вступил во владение Летополем, и с этого времени Гор Младший, сын Исиды, слился, к своему благу, с Гором Старшим, Гором Двух Глаз, из Летополя. Младший принял наследственную вражду старшего, и, следовательно, периодическая «битва» между Гором Старшим, богом неба, и Сетом из Омбоса стала личным делом Гора Младшего».
На этот бесконечный конфликт теперь наложилось политическое соперничество, прежде разделившее владык Верхнего и Нижнего Египта». Сторонники Гора, вооруженные луками и бумерангами, ведомые в бой богом-волком Упуатом вступали в схватки со сторонниками Сета и во многих местах сохранилась память об этих кровавых столкновениях. Гору удалось отнять силу у Сета и статуя Гора в Коптосе «держит в одной руке половые органы Тифона», но Сет поражает глаз Гора: «До сотворения мира «глаз Гора не был вырван, а яички Сета не были отсечены». Тот излечивает обоих соперников: плюет в лицо Гора, возвращая ему глаз, и возвращает яички Сету. Конец борьбе кладет Высший суд, превращенный в легенде в суд богов, который присуждает право властвовать над Дельтой Гору, сыну Исиды. Тексты пирамид гласят: «...Гор отомстил за тебя... Гор воскресил тебя в имени твоем Сокар».
Сокар (греч. Soxaris) первоначально рассматривался как воплощение Гора, солнца, был богом плодородия и стал покровителем мертвых, изображавшимся в виде сокола, часто - сидящим на холме около некрополя или спрятанным в своей ладье на санях (henu), на которых эту ладью тащили вокруг храма, как солнечную. Центром его культа был Мемфис, эпитетом – «из Ра-сетау» («Ворота коридоров»). Такое название некрополя объяснялось как вход в коридоры, которые вели в подземный мир, т. е. в царство мертвых. Он отождествлялся с Птахом и Осирисом, считаясь его ба (душой) и мумией – сах. Впоследствии культ Осириса оттеснил в Мемфисе почитание Сокара.
Использованные материалы:
- А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
- М, Мюллер. Египетская мифология;
- Мифология. Большой энциклопедический словарь.