Атрибутами богини-кошки был систрум и зеркало. Ее именем - L’Baste — "сосуд богини Баст (греч. alabastros) - назван ритуальный сосуд для благовоний, имевший продолговатую, закругленную книзу форму и ушко, для подвешивания его на шнурке к поясу. Богиню рано начали сопоставлять с богинями-львицами Тефнут и Сохмет. Начиная с Древнего царства встречаются ее изображения с головой львицы. В этом темном аспекте она носила имя Пашт, Рвущая на части. Из надписи Рамзеса IV мы узнаем, что во время праздника Баст было запрещено охотиться на львов.
Богиня считалась матерью «дикого» бога-льва Махеса (Михоса, греч. Miussis, «Мрачно выглядящий лев»), имевшего прозвище «Господин резня (бойня)», которому поклонялись в десятом номе Верхнего Египта. Обычно он изображался в виде льва, готовящегося к прыжку, чтобы сожрать пленника. Махеса идентифицировали с богом-львом Шу или с Нефертумом, потому что обычная эмблема последнего - открытый цветок лотоса, из которого выступают два пера – венчает голову Махеса или его посох. Начиная с Нового царства львица Баст, передав свои «яростные» качества Сохмет, изображается с кошачьей головой. Бог Анубис упоминается иногда как ее сын.
Культ львов и львиц существовал и в Верхнем, и в Нижнем Египте и восходит к глубокой древности. В Древнем Египте поклонялись «не менее чем 32 богам и богиням в облике льва», и в греко-римское время в стране было несколько населенных пунктов, носивших название Леонтополис. Ранние традиции называют богом земли льва Акера или Акеру. Его изображали с двумя противоположными головами (иногда человеческими) на одном теле. Считалось, что один рот заглатывает солнце на закате, другой – выпускает его на рассвете. Ночью же бог-солнце «проходил через тело Акера, землю». Геб, именуемый «отцом богов», вытеснил более древнего Акера, заставив его «представлять нижние области земли и рисуя его черным», а сам «занял положение над ним как страж». Встречаются изображения Нут, склонившейся над Акеру как над своим обычным мужем Гебом, или бога-источника Хнума, стоящего на спине льва, который представляет, таким образом, землю. Позднее Акера изображали как сложную фигуру из двух львов, «повернувшихся спинами друг к другу и несущих две горы, между которыми поднимается солнце».
В мифе «Истребление человечества» Сохмет и Тефнут выступают в роли свирепых и кровожадных львиц, истребляющих людей. Сохмет удается усмирить, залив поля свежесваренным пивом, окрашенным в красный цвет. Приняв пиво за кровь и напившись, захмелевшая Сохмет забывает о своем стремлении убивать. Тефнут в этой же роли, соглашается вернуться в Египет в ответ на посулы и уговоры Тота. Считалось, что Сехмет могла наслать страшную болезнь и сама же могла исцелить ее - врачи в эпоху Древнего царства являлись ее жрецами.
Из числа других богинь и богов в львином образе наиболее известны Урт-хекау, богиня с головой львицы, которую называли «женой бога-солнце». Известны также ее изображения с головой змеи. Уаджет, богиня-змея города Буто, в аспекте "глаза божественной мести" тоже изображалась с львиной головой. В Эдфу встречаются упоминания о богине Менет («няня») с головой львицы, которую сравнивали, как жену Гора, с богиней Хатхор. Богиня с головой львицы Мент (Менет, Менит) носила на голове солнечный диск. Ее идентифицировали с Нейт и смешивали с солнечной змеей Мехен. В древнем городе Тинисе поклонялись богине-львице Мехит, а в Среднем Египте – богине-львице Пекет. В двенадцатом и, возможно, в пятом номах Верхнего Египта почитанием пользовалась богиня Матит («Та, что подобна львице»). Голову льва имел южный ветер.
В Текстах пирамид упоминается богиня Мафдет, которая олицетворялась маленьким хищным зверьком - обыкновенной генеттой из семейства виверровых. Ее культ не был связан с какой-то определенной местностью. Она считалась богиней-мстительницей, сражалась со змеем, иногда вместе с Ра. Ее атрибутами были палка и нож. Есть указания, что Мафдет воплощалась в гепарда. В загробном суде принимала участие в роли карающего судьи, заботилась об умерших с загробном царстве. Праздник дня рождения Мафдет совпадал с днем рождения богини письма Сешат, возможно, они считались сестрами-близнецами. Сешат нередко выступала в качестве ипостаси Мафдет.
Использованные материалы:
- Геродот. История, кн. II;
- М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
- М. Луркер. Египетский символизм;
- Макс Мюллер. Египетская мифология.