В древности Египтом называли узкую долину реки Нил, начиная от его первого порога, и обширную дельту, впадающую семью руслами в Средиземное море. С югом древние египтяне связывали понятие верха, с севером – низа, поэтому долину Нила, верховья которого находились на юге, называли Верхним Египтом, а дельту – Нижним. Египтяне дали своей стране название Кемет – «Черная», по цвету увлажненной водами Нила почвы, а окружающим раскаленным пескам - «Красная страна». Греки назвали эту страну Египтом по названию ее древнейшей столицы - Хи-купта (Белая стена), основанной объединителем Египта Менесом, (в греческой огласовке - Египет). Впоследствии этот город получил название Мемфиса. Арабы называли эту страну Маср, сирийцы и ассирийцы – Мусри, а евреи – Мицраим. Египетский предлог «м» означает «от», а Асра, Асар или Усир – имя великого бога плодородия и загробного царства Осириса в греческой огласовке. Таким образом, арабское «эль-Масри» можно перевести как «происходящий от Осириса».
Совершив путешествие в Египет, великий античный историк Геродот кратко и выразительно назвал Египет «даром Нила». Вторая глава исторического труда автора целиком посвящена описанию географических, климатических и экономических условий этой страны, религиозным и научным достижениям ее обитателей. По словам жрецов, знакомивших Геродота с египетской историей и обычаями, египтяне были первыми, «кто установил продолжительность года, разделив его на двенадцать частей», первыми кто назвал двенадцать богов, имена которых были впоследствии позаимствованы эллинами, первыми, «кто стал воздвигать богам алтари, статуи и храмы и высекать изображения на камне». Геродот был согласен со жрецами, однако древность Египта превосходила самые смелые попытки античности проникнуть взором в его прошлое. К. Керам в своей увлекательной книге «Боги, гробницы, ученые» пишет о том, что Египет «был стар уже тогда, когда первые собрания на Капитолии положили основание политике римской державы. Он был древен и занесен песками уже в те времена, когда германцы и кельты охотились в лесах Северной Европы на медведей. Его замечательная культура существовала уже тогда, когда еще только начинала править первая египетская династия – с этого времени можно говорить о начале достоверной истории Египта, а когда вымерла двадцать шестая династия, до начала нашей эры оставалось еще полтысячелетия».
Разливы Нила на несколько месяцев отрезали одно поселение древних египтян от другого. Каждое поселение того времени было организовано как мини-государство: со своим хозяйством, своим вождем, своим культом, своим представлением о божестве. Следы этой первоначальной схемы заселения Египта сохранились в номовом устройстве объединенного Египта, где ном выступал как территориальная единица страны. Поскольку древнейший период развития человеческого общества характеризуется верой в сверхъестественное происхождение от зверя, птицы, дерева, цветка и пр., т. е. в происхождение от предка-тотема, не удивительно, что каждый ном продолжал сохранять культ своего священного животного и своего священного дерева или растения. К примеру, Эсне, столицу 3-его нома Верхнего Египта, греки назвали Латополисом, так как жители этих мест поклонялись священной рыбе Лато, многочисленные мумии которой были там найдены. Город Каса 17-го нома греки назвали Кинополем – «городом собаки», потому что жители его поклонялись Анубису и т. д.
Одним из основных источников сведений о мифо-религиозных представлениях древних египтян служат так называемые "Тексты пирамид", состоящие из надписей, начертанных внутри пирамид V и VI династий в Саккара, причем имеются бесспорные признаки того, что их копировали с еще более старых документов, не дошедших до нашего времени. Впервые запись на стенах была произведена по повелению последнего фараона V династии Унаса, что и положило начало традиции, продолжавшейся при фараонах VI династии. По некоторым признакам можно заключить, что Унас уже ощущал признаки начавшегося распада централизованной монархии Древнего царства и мог начать сомневаться в надежности осуществления заупокойного культа царей, который жрецы проводили, считывая магические формулы и текст с папирусного свитка. Надписи на стенах внутри пирамид должны были обеспечить сохранение заупокойного культа. К эпохе Древнего царства восходит и «Мемфисский богословский трактат», рассказывающий о сотворении мира богом Птахом посредством изречения слов. Миф о сотворении мира богом Ра записан в «Папирусе Бремнер-Рид», однако ученые полагают, что первая версия мифа о сотворении мира возникла до объединения Египта. Согласно этой версии солнце родилось от союза земли и неба. Образы прародителей солнца в лице Геба и Нут, производящей каждое утро на свет солнце, и прячущей его на ночь в своем чреве, сохраняются в религии на протяжении всей истории.
Вследствие распада Древнего царства, децентрализации политической власти и последовавшей за ними демократизации заупокойного культа, появились надписи на стенках каменных или деревянных саркофагов вельмож – «Тексты саркофагов». В них содержались некоторые отрывки из «Текстов пирамид», но в основном эти надписи были уже результатом теологического творчества жрецов. «Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов» послужили основой для составления сборника заупокойных текстов Нового царства – «Книги мертвых», записанной на папирусных свитках и содержащей описание многочисленных обрядов, заклинаний и молитв, позволяющих умершему пройти все испытания в загробном мире и достичь вечного блаженства на «полях Иалу». Тексты «Книги мертвых» постепенно вытеснялись новыми заупокойными композициями, такими как: "Книга амдуат", "Книга врат", "Книга керерт", "Книга дня", "Книга ночи", "Литании солнца". Все они начертаны на стенах скальных гробниц ряда фараонов XVII и XIX династий. В гробнице фараонов Нового царства Сети I и Рамсеса III высечен текст сказания "Истребление людей", который сопровождает изображение большой небесной коровы. По этому признаку приведенный текст назван "Книгой Коровы". Такие папирусы, как «Карлсбадский», «Туринский», папирус Жумильяка, Эберса, Эдвина Смита, математические папирусы и др. позволяют представить нам какой была религиозная и научная жизнь древних египтян.
Как уже было сказано, корни египетских мифо-религиозных представлений ведут в глубокую древность. В этой связи особый интерес вызывает основной лейтмотив, сквозящий во всем, что было создано Древним Египтом на всем протяжении истории: вера в вечную жизнь за гробом. Геродот написал: «О Египте мои замечания будут очень длинными, потому что ни одна страна не владеет таким количеством чудес и ни одна не имеет так много произведений, которые трудно описать». Целью всех чудес – каменных и письменных памятников, мистерий и заупокойных обрядов – было помочь человеку в преодолении страха смерти и убедить его в продолжении посмертного существования. Представляется, что вера египтян в вечную жизнь имела в своей основе более древнюю веру в цикл посмертного перевоплощения. След этого верования обнаруживается в ряде глав «Книги мертвых», повествующих о превращении умершего в обожествленных животных или растения. Чтение этих глав должно было обеспечить умершему превращение после смерти в золотого кобчика, цветок лотоса, феникса, журавля, овна, крокодила. Подобные представления созвучны представлениям некоторых африканских народов о переселении душ умерших, например, во львов или в змей. У южноафриканского племени готтентотов сохранился конечный результат такого перевоплощения: творец-предок после смерти превращается в траву и возвращается к жизни в образе быка, когда эту траву съедает корова, и в варианте – в образе человека, когда эту траву съедает девушка. Причина замены идеи циклического перевоплощения, ведущего к возрождению после смерти в земном мире, на идею вечной жизни в загробном, вероятно, кроется в усилиях жречества обеспечить себя неиссякаемым источником вознаграждения, так как обеспечение этой посмертной вечности требовало постоянной повторяемости соответствующих жреческих обрядов.
К древнейшим временам относятся предания о насильственной смерти первых египетских царей. Они находят подтверждение в обычаях африканских племен предавать ритуальной смерти своих вождей в случае упадка их жизненных сил или стихийных бедствий, постигших страну, поскольку ответственность за благосостояние народа, как считалось, нес его правитель. «Так, в Мероэ обычай самоубийства царей по приказанию жрецов сохранялся до III в. н. э. ...». Здесь уместно вспомнить, что жизнь в Египте зависела от разливов Нила: катастрофический разлив имел не менее разрушительные последствия, чем его отсутствие. Разрушение и голод временами обрушивались со всей своей губительной силой на обитателей Египта. Сохранившиеся упоминания о том, что смерть Менеса после 60-летнего правления связана с гиппопотамом, а Аха (Ахтоя) – с крокодилом, возможно, указывают на обычай ритуального утопления царей. Вспомним, что согласно мифу был утоплен и Осирис, и его тело вынес на своей спине крокодил. До позднейших времен Нового царства сохранялся в Египте юбилейный праздник Хеб-сед (букв. «Праздник хвоста»), справлявшийся здравствующим фараоном в новолуние через 30 лет правления и повторявшийся затем через каждые три года. По заключению М. Матье «можно считать установленным значение хеб-седа как ритуала, заменившего ритуальное убийство царя». Сохраняющаяся веками связь названия юбилейного праздника с хвостом, ставила египтологов в тупик, поскольку царский атрибут – бычий хвост, хоть и навешивался фараону при исполнении ритуала, но, как считалось, не играл «специальной роли в этом празднике». Однако именно эта деталь, позволяет провести параллель со сходным обычаем у гарамантов и подтвердить вывод М. Матье в том, что хеб-сед был воспроизведением ритуальной смерти царя с последующим «оживлением», восшествием на престол с обновленными силами и возвращением ему «магической власти над природой». Вот что сообщает А. Гаудио о гарамантах, отдаленными потомками которых являются современные туареги: «В царстве гарамантов в некоторых негроидных племенах, обитавших в пещерах, старикам разрешалось жить только до шестидесяти лет. Когда наступал этот срок, человек должен был удавиться бычьим хвостом. Если же у него самого не хватало мужества, его под веселые крики и смех душили соплеменники».
Все приведенные примеры свидетельствуют об африканских корнях древнеегипетской культуры. Однако свой вклад в ее развитие вложили и иноземные народы. К местным богам прибавилась группа божеств, имевших чужеземное происхождение. Если на первых этапах своей истории Египет находился в некоторой географической изоляции из-за труднопроходимых порогов Нила, болотистой Дельты и раскаленных песков аравийской пустыни, то по мере укрепления государственности и становления экономики связи Египта с соседними странами налаживались и доходили в Передней Азии до Сирии, а в Средиземном море – до Кипра и Крита. Интенсивными контактами с Передней Азией объясняется появление в Нильской долине во второй половине V (пер. пол. IV) тыс. до н. э. льна (Фаюм А) и карликовой пшеницы (Меримде), а также коз и овец в еще более отдаленную эпоху(оазисы Набта Плайя и Харга). Однако эти контакты простирались значительно дальше – в древний Шумер и Элам, о чем свидетельствуют результаты археологических раскопок, произведенных под руководством крупнейшего египтолога Петри и его коллеги Куибелла.
В египетском языке прослеживаются и некоторые заимствования из древнесемитских языков – результат культурных и политических контактов Египта с Палестиной, Финикией и Сирией. За свою многотысячелетнюю историю Египет неоднократно подвергался нападениям извне, фараоны совершали военные походы, в жизни страны имели место насильственные смены власти – все это отразилось в многочисленных мифах о Горе-соколе, великом воине, подавившем беспорядки в провинциях и упрочившем власть фараона, об Осирисе, боге плодородия и судье загробного царства, о его верной супруге-жене Исиде, о преследовании Сетом Осириса, о великом боге Солнце с которым соединялась душа умершего фараона, о происхождении мира и человека и пр. Следствием завоевания Египта гиксосами было пополнение пантеона богов такими божествами, как Анат, Астарта, Бел и Решеф. Краткий обзор происхождения и становления древнеегипетской религии все же позволяет увидеть каким сложным феноменом была египетская религия, представляя, по словам М. Коростовцева «соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны». В ходе истории некоторые местные боги выдвигались на первый план и становились общеегипетскими божествами, а религиозные представления, связанные с ними, становились достоянием всей страны. В каждом номе бог почитался как верховный, и жрецам стоило немало усилий объединять их под одним именем. Боги в результате их стараний, обзаводились «семьями», объединяясь в триады: бог, богиня, их сын. Были созданы разнообразные версии происхождения мира: гелиопольское сказание, гермопольское, гераклеопольское, мемфисское, фиванское. Теологические спекуляции и компиляции жрецов привели к созданию известных нам сегодня мифов, отражающих всю смешанную и запутанную историю развития религиозных идей Древнего Египта
Использованные материалы:
- История Древнего Востока под редакцией В.И.Кузищина;
- М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта.
- М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта;
- А. Гаудио. Цивилизации Сахары. 10 тысячелетий истории, культуры и торговли;
- Д.Рол. Генезис цивилизации. Откуда мы произошли...