С жабой, также как и с лягушкой, было связано много поверий, что говорит о важной роли этого животного в мифологических представлениях. Прежде всего, жаба, благодаря своему наземному образу жизни и зарыванию на зиму в почву, была тесно связана с землей и подземными водами, что делало ее символом земного и человеческого плодородия. Считалось, что засуха происходит от того, что жаба «закрыла источник». Связь жабы с плодородием и женским образом, послужила основанием для славян и некоторых народов Европы отождествить с ней женскую матку, приписывая последней способность покидать тело своей носительницы, передвигаться и вести себя так, как ведут себя земноводные в природе. Из заговорных текстов, записанных в Баварии следовало, что «матка в виде жабы вылезает изо рта женщины во время сна, чтобы выкупаться, и если во время сна больной она возвращается на свое место — больная выздоравливает. Если же больная в это время держала рот закрытым, то матка не может вернуться, и тогда женщина делается бесплодной».
Такое же представление бытовало у литовцев, с той лишь разницей, что здесь жабу заменяла лягушка. Столь тесная связь с женским образом породила многочисленные приметы, связанные с бесплодием, беременностью и полом будущего ребенка. Южные славяне делали «железные и восковые матки в виде жабы и приносили по обету их в храм для излечения от бесплодия». Восточные славяне даже ели жаб с этой же целью. Приснившаяся жаба означала наступление беременности, более конкретно – рождение девочки. Являясь «маткой», жаба была связана и с менструальной кровью. Так, у восточных славян существовал обычай носить с собой пепел жабы, чтобы «удержать месячные». У рыбаков существовало поверье, что лягушки попадают в сеть в начале лова по той причине, что через невод прошла «нечистая» женщина. В Сербии и Полесье зафиксировано поверье, «согласно которому убийство человеком жабы предвещало смерть матери». Подобное поверье отражает представление о связи образа жабы с материнским родом.
Отрицательное отношение к жабам обязано тому, что этих земноводных связывали с колдовством и нечистой силой. Так, «в Карпатах и Полесье сжигали, опаливали, кипятили или закапывали в землю животное, с которым отождествляли ведьму – жабу или рыбу». У украинских пинчуков бытовало поверье, в что день Ивана Купала русалка могла принять вид жабы. В Европе в средние века даже проходили суды над ведьмами, обвиняемыми в том, что для того, чтобы получить возможность летать они мазали свое тело мазью, изготовленной из яда жаб. Даже жабьей моче приписывали сверхъестественные свойства: считалось, что под ее воздействием срастаются куски разрубленной ящерицы. В некоторых местах жабу считали матерью или женой ужа, поэтому неудивительно поверье, записанное в Полесье, о том, что земля стоит на черепахе, которая вначале была "бу у уж, бу жаба. Бог ёй накiнуу чэрап".
Использованные материалы:
- Д.А.Баранов «ЗОЛОТНИК», «ЗОЛОТАЯ ДЫРА», МАТКА Об одном фрагменте мифической анатомии восточных славян;
- Толстой Н.И. Избр. Труды. Т.1. Славянская лексикология и семасиология;
- Люсиченко И.В. Миф, ритуал и власть у восточных славян;
- Барбара Уокер.Женская энциклопедия Символы, сакралии, таинства;
- Судник Т.М., Цивьян Т.В. О мифологии лягушки (балто-балканские данные)// Балто-славянские исследования. 1981