Символическое  использование смоковницы носило явно эротический характер: в Спарте Дионис носил эпитет "фиговый", плоды инжира и виноградные грозди были его постоянным атрибутом. Инжир вообще считался даром Диониса. 

Изображения итифаллического божества Приапа делались из фигового дерева. Связь Приапа со смоковницей отразил Феокрит (Эпиграммы, IV): "Этой тропой обогни козопас, ты дубовую рощу; / Видишь – там новый кумир врезан в смоковницы ствол. / Он без ушей и трехногий, корою одет он, но может / Все ж для рождения чад дело Киприды свершить. / Вокруг он оградой святой обнесен. И родник неумолчный / Льется с утесов крутых…». 

Являясь воплощением плодовитости, вожделения и женского начала, смоковница стала символом брака, и часто сопоставлялась с образом многогрудого дерева, потому что плоды на дереве появляются раньше листьев. Кроме того, «фиги, - как сообщает Барбара Уокер, - так же как абрикосы и гранат, символизировали женские половые органы. ...В Греции влагалище эвфимистически называли «sycon», т. е. фигой».

 

 

В древности и в Греции, и в Древнем Риме проводилась ежегодная церемония для обеспечения царицы способностью к деторождению: фаллосом из древесины фигового дерева прикасались к ее половым органам. Во время Таргелий (аграрных праздников) люди бичевали себя фиговыми ветвями, что объясняется народными представлениями об оплодотворяющей силе этого растения, тем более, что бичующие старались ударить себя по гениталиям.

В Афинах существовал обряд принесения в жертву двух людей во искупление грехов всего общества. Он исполнялся в том случае, если случалось какое-либо бедствие. Роль жертв играли  опустившиеся люди, содержавшиеся на общественный счет. Одна жертва приносилась за мужчин – у нее на шее было ожерелье из черных фиг, другая, с ожерельем из белых фиг,   – за женщин Такого человека-жертву называли «pharmakos» - целитель (форма мужского рода от «pharmakon» - лекарство)». Обе жертвы проводили по городу, а затем побивали камнями за пределами городской черты.

Такую же жертву – двух людей в ожерельях из белых и черных фиг, приносили на весеннем празднике Таргелий в Греции и Малой Азии. «Перед казнью их секли, а обычай нанесения ударов по гениталиям жертв ветками свежей зелени – это средство увеличить производящую способность мужчин и женщин путем передачи им плодородия ветвей и растений и освобождения от разных дурных влияний».

 

Использованные материалы:

  1. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
  2. Д.Дж. Фрэзер. Золотая ветвь;
  3. Мартин Нильсон. Греческая народная религия.