В киргизской мифологической традиции одиноко стоящая яблоня даровала бездетным матерям детей - женщине надо было всего лишь покататься по земле под деревом. Когда культ святых заменил культ природных духов, детей стали испрашивать у мазаров этих святых. Существует очень любопытное генеалогическое предание киргизского племени буга о том, как Сарык, внук родоначальника одного из подразделений, лишившись всех шести сыновей, отправился с женой к мазару Манджылы-ата и стал там просить у бога детей. «В стоячей воде нашли яблоко. Жена Сарыка, которой было уже 55 лет, съела его и после этого родила двух сыновей: Буларки и Сонно».
Осетинский нартский эпос знает чудесную яблоню, плоды которой исцеляют от всех болезней. Дочь владыки водного царства Донбеттыра – Дзерасса, «сияющая подобно солнцу и луне», в образе птицы повадилась прилетать в нартский сал и лакомиться чудесными плодами. Ахсартаг, один из двух братьев-близнецов, охранявший сад, ранил Дзерассу и, идя по кровавому следу птицы, пришел на берег моря, спустился на дно, и увидел там смертельно раненную девушку. Ахсартаг исцелил ее и в награду получил ее руку и сердце.
В захоронении аланского вождя на одной из бронзовых пластинок, украшавших седло, была изображена птица, несущая в клюве ветку с тремя круглыми плодами, скорее всего яблоками. Вероятно, это изображение является отражением в прикладном искусстве одного из древнейших сказаний осетинского нартского эпоса о птицах, крадущих яблоки нартов. Три нартских яблока обладали чудесными свойствами, а птицы были перевоплощенными дочерьми морского царя Донбеттыра.
Бог плодородия адыгского нартовского эпоса Тхагаледж представал в образе могучего старика-пахаря с белой до пояса бородой. Его атрибутом был золотой посох, его чувяки были сшиты из кожи 99 зубров. Он дал нартам семена проса, научил их обрабатывать землю, пахать и сеять. Но главным его даром была золотая яблоня, на которой за один день созревало наполовину белое, наполовину алое яблоко. Женщина, страдающая бесплодием, съев его белую половину, рождала дочь, съев алую – сына.
Использованные материалы:
- Н.В Морохин. Фольклор в традиционной региональной экологической культуре Нижегородского Поволжья;
- Мифы народов мира, т. I, II;
- С.М. Абрамзон. Фольклорные мотивы в киргизских преданиях генеалогического цикла // Связи фольклора с древними представлениями и обрядами.